Все проблемы б/у машин предложили указывать в договоре: реакция дилеров

Дилеры отреагировали на предложение Роспотребнадзора прописывать в договорах все недостатки б/у машин. Они готовы указывать основные неисправности, но отклонения от состояния новых машин не считают поводом для жалоб


            Все проблемы б/у машин предложили указывать в договоре: реакция дилеров

Фото: Autonews.ru Дилеры пожаловались на покупателей: они требуют новые машины вместо б/у Китай 22 августа Что можно купить в Китае по цене подержанной Lada Vesta Техосмотр 19 августа Техосмотр нужен на все машины: карты начали проверять на границах Камеры на дорогах 22 августа Автомобилисты начали получать штрафы за мотоциклы: странная ошибка камер

Крупнейшие автомобильные дилеры отреагировали на предложение Роспотребнадзора подробно прописывать в договорах купли-продажи подержанных машин все их недостатки. С такой идеей в ведомстве выступили после жалобы со стороны ассоциации Российских автомобильных дилеров (РОАД). Там рассказали о клиентах, которые после обнаружения неожиданных неисправностей у купленных подержанных автомобилей через суд добивались от дилеров выплат, которых могло хватить уже на аналогичную новую машину.

Эта проблема, по оценкам дилеров, особенно остро встанет в ближайшее время: на фоне дефицита новых автомобилей все больше водителей выбирает более доступные машины с пробегом. При этом многие автосалоны уже наладили ввоз таких автомобилей из других стран. Разбираемся, готовы ли дилеры указывать все известные им недостатки машин с пробегом, которые в том числе могут привести к значительному снижению цен.

Что предложил указывать в договорах Роспотребнадзор

Ранее дилеры попросили оградить их от необходимости покрывать ущерб в рамках текущих требований закона «О защите прав потребителей», который жестко регулирует вопросы возмещения продавцов, не исполнивших свои обязательства перед покупателями. По их словам, продажа машин с пробегом должна идти по особым правилам.

В ответ на это Роспотребнадзор сообщил следующее: «При продаже автомобиля с пробегом продавцам целесообразно включать в договор купли-продажи положения, которые бы минимизировали возможность при его возврате ссылаться на выявленный недостаток».

То есть в договоре купли-продажи автомобиля с пробегом необходимо описывать особенности конкретного автомобиля. В том числе:

  • пробег;
  • повреждения кузова;
  • повреждения салона;
  • недостатки ходовой части;
  • прочие существенные недостатки.

Согласно позиции Роспотребнадзора, получается, что, если дилер открыто сообщит клиенту обо всех недостатках, как значительных, так и мелких, он тем самым сразу оградит себя от возможных претензий. То есть честное информирование покупателей о возможных дополнительных затратах на ремонт должно защитить дилеров от рисков в дальнейшем платить огромные суммы за замену машины.

Как указали в ведомстве, такое решение снизит либо вовсе исключит убытки как потребителя, так и продавца. На предложения дилеров отказаться от регулирования споров в рамках закона о защите прав потребителей Роспотребнадзор дал понять, что от выполнения этих норм дилерам не уйти.

«Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом, — указали дилерам на нормы этого закона. — Условия о качестве товара должны быть определены в договоре между продавцом и потребителем, а в случае отсутствия таковых продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется».

Из нормы следует, что, если дилер о недостатках не рассказал, значит, он автоматически гарантирует их отсутствие. И в дальнейшем за качество машины придется отвечать.

Что говорят дилеры про машины с пробегом

О том, что дилеры регулярно сталкиваются с подобными претензиями, и о том, что особенно их число возросло в последнее время, рассказал Autonews.ru директор компании «Авилон Автомобили с пробегом» Николай Баскаков. По его словам, некоторые клиенты воспринимают автомобиль с пробегом как новый и любые отклонения от идеального состояния расценивают как повод обратиться с претензией.

«К счастью, юридическая служба легко справляется с подобными обращениями», — сказал Баскаков.

При этом участник рынка рассказал, что многие дилеры, в том числе и «Авилон», последние несколько лет включают в договоры купли-продажи результаты технической диагностики и даже замеров лакокрасочного покрытия. По его словам, это позволяет уверенно отвечать на вопросы клиентов: продавать автомобили, по которым есть вся необходимая информация, значительно легче.

«Позиция Роспотребнадзора, с одной стороны, правильная, и дилерам следует давать больше информации о продаваемом товаре, — признал Баскаков. — С другой стороны, требования законодательства к новым автомобилям и машинам с пробегом должны отличаться. На данный момент отличий очень мало, и клиенты активно тратят свое время и время дилерской сети на попытки провести ремонт за счет продавца. Но совсем другое дело, если дилер при продаже умалчивает о каких-либо серьезных неисправностях, например о том, что неисправен двигатель или коробка передач».

Однако, как заверил Баскаков, количество случаев, в которых водителей не информируют о серьезных неисправностях, на рынке минимальны.

«Как правило, они не связаны с крупными дилерскими сетями, которые дорожат своей репутацией. Покупать автомобиль следует именно у того дилера, который предоставляет подобную диагностику и ведет себя максимально открыто», — сказал участник рынка.

В свою очередь, директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов рассказал Autonews.ru, что все подержанные машины у них проходят диагностику более чем по ста пунктам специальной программы проверки. Более того, на автомобили с пробегом до семи лет можно получить дополнительную гарантию от дилера: 12 месяцев или 150 тыс. км пробега, а со второго года — 20 тыс. км.

По словам Желобова, обычно в договорах купли-продажи автомобилей с пробегом дилеры указывают все дефекты, установленные во время диагностики, — от этого зависит и конечная цена автомобиля.

«Поэтому потребитель вправе требовать компенсацию в случае, если дефект обнаружен в течение 15 дней после приобретения автомобиля и если у него есть доказательства того, что он не образовался во время эксплуатации новым владельцем. В таком случае возможен возврат полной стоимости автомобиля на день его приобретения, разницы между первоначальной стоимостью автомобиля с пробегом на день покупки и на момент обращения за возвратом средств, а также компенсация морального ущерба и ремонт неисправности за счет автодилера — в зависимости от выявленного недостатка и времени его возникновения», — признал Желобов.

Чего не говорят дилеры об автомобилях с пробегом

Сотрудники автосалонов анонимно рассказали Autonews.ru, какие недостатки обычно стараются замолчать при продаже машины с пробегом.

«Чаще всего в автосалонах могут понимать, что у продаваемого автомобиля скручен пробег. Например, эти данные есть в «Автотеке» или просто видны сильно затертые педали и пороги. Но клиенту об этом никто не скажет. Про окрашенные и замененные детали клиенту скажут, только если он сам спросит. Также дилеры не рассказывают про скрытые дефекты, которые всплывают уже после — двигатель «жрет» масло, коробка «пинается» или течет сальник», — рассказал сотрудник одного из автосалонов.

При этом сотрудник автоцентра признал, что иногда в машине можно встретить множество мелких неисправностей, но прописывать их в договоре дилеры смысла не видят.

«Обычно в договоре указывают год выпуска, пробег, количество владельцев. Это стандартная юридическая информация. Писать в договоре о том, что «пинается» коробка передач при переключении мы не обязаны. Дальше клиент уже сам осматривает автомобиль, делает фотографии и принимает решение. При этом часть дилеров выкладывают в открытый доступ карты диагностики автомобилей, которые продают», — поделился специалист дилерского центра.

Если у машины найдут серьезный недостаток, ее возможно вернуть

Согласно закону «О защите прав потребителей» значительной разницы между возвратом продавцу неисправного холодильника или автомобиля просто не существует, заявил в беседе с Autonews.ru заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов. По его словам, при выявлении существенного недостатка у автомобилиста будут все основания вернуть машину и получить компенсацию. Однако нужно быть готовым к долгим судебным спорам с дилером.

«В целом вернуть подержанный автомобиль и получить за него полную выплату возможно, только если в машине найдут существенный недостаток: например, вскоре после покупки забарахлит двигатель. Или окажется, что машина была в ДТП, а в документах об этом не было ни слова. Если же покупатель найдет мелкие проблемы, о которых ему якобы не сказали, вернуть машину на этом основании не получится. «В лучшем случае он может рассчитывать на ремонт или покрытие стоимости починки», —сказал Холодов. — Но если неисправность действительно крупная, то закон в таком случае быстро встает на сторону покупателя».

Как предупредил Холодов, многие автосалоны готовы до последнего доказывать, что не нарушали условий договора даже на фоне грозящей им неустойки в размере 50% от суммы компенсации, которую затребовал истец.

«Подать иск к дилеру нетрудно, но нужно быть готовым к тому, что от автосалона придет сильный юрист и будет доказывать, что вы злоупотребляете своим правом. Собственнику придется оплачивать юриста и техническую экспертизу, которая должна доказать, что недостаток в машине был в момент покупки, а не появился уже после из-за неаккуратной эксплуатации», — сказал эксперт.

  • Дилеры пожаловались на покупателей: они требуют новые машины вместо б/у
  • Уралец получил 700 тыс. руб. компенсации за купленную за 300 тыс. Lada
  • С 13 сентября ОСАГО подорожает на 26%: все подробности и расчеты

Оставить комментарий