«Я не супермен». Где и чем сейчас занят экс-глава АвтоВАЗа Бу Андерссон

Самый неординарный и неоднозначный топ-менеджер Бу Андерссон сейчас возглавляет узбекские компании UzAuto Motors и UzAuto Motors Powertrain. Путь шведского специалиста — в нашей статье

«Я не супермен». Где и чем сейчас занимается бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон

Фото: Сергей Бобылев / ИТАР-ТАСС

Бу Андерссон запомнился в России как строгий топ-менеджер, который кардинально изменил порядок на АвтоВАЗе, уволил с предприятия 19 тыс. Сотрудников (это 28% от тогдашнего штата) и даже привел компанию к рекордным убыткам в 74 млрд руб конец 2015 года. Но при этом кардинально ускорил процесс разработки новых моделей, запустил в производство семейства Vesta и XRAY и добился рекордного прироста качества: по окончании работы Андерссона на АвтоВАЗе 88% автомобили сошли с конвейера без дефектов, тогда как в 2013 году только половина машин.

В целом карьеру Бу Андерссона можно разделить на «до» и «после» АвтоВАЗа.

Работа в GM и «Группе ГАЗ»

Шведский специалист начал свою карьеру в автомобильной промышленности в 1987 году в Saab, а с 1993 по 2009 год занимал различные руководящие должности в отделе закупок General Motors.

С 2009 по 2013 год Бу Андерссон возглавлял российскую группу ГАЗ. Спустя годы шведский топ-менеджер принес ей прибыль. Если компания завершила 2006 год с многомиллиардными убытками, то в 2012 году компания получила чистую прибыль в размере 8,8 млрд рублей по МСФО.

Одним из шагов, приведших к положительным результатам, стало решение о распределении части операционного дохода между руководством и работниками. Андерссон сказал, что каждый сотрудник настолько заинтересован в получении прибыли для фирмы, что от этого зависит его годовой бонус. «Ни результатов, ни бонусов», — пояснил Андерссон.

«Я не супермен». Где и чем сейчас занимается бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон

Фото: Шарифулин Валерий / ИТАР-ТАСС

Под его руководством производственная система была модернизирована, и в производстве семейства ГАЗель Next преобладали».

Время на АвтоВАЗе

Бу Андерссон был президентом АвтоВАЗа в течение двух лет. За это время он получил множество наград за свои достижения в автомобильной сфере. Но в конце осени 2015 года заговорили о скорой отставке шведского специалиста, когда его публично раскритиковал Сергей Чемезов, глава Ростеха, российского акционера АвтоВАЗа.

Среди причин отставки Андерссона Чемезов назвал потери АвтоВАЗа и кадровую политику шведа. Общественное недовольство в Тольятти нарастало, несколько акций протеста уже прошли, напомнил Чемезов. Еще одной претензией к Андерссону Чемезова стало превышение, по его мнению, импортных комплектующих при производстве автомобилей Lada.

«Теперь нам нужен другой человек. Вот и все », — резюмировал Чемезов.

АвтоВАЗ действительно понес в 2015 году рекордный убыток — 74 млрд руб. Но нужно понимать, что в те годы российский автопром находился в глубоком кризисе. «Я не знаю никого, кто мог бы сказать, что сейчас он зарабатывает деньги в России, учитывая, где находится рубль и что рынок упал на 50%», — сказал бывший глава Renault-Nissan Карлос Гон.

Большая часть убытков — 42 миллиарда — пришлась на бухгалтерские расходы, возникшие из-за резкого падения объемов рынка.

«Я не супермен». Где и чем сейчас занимается бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон

Фото: АвтоВАЗ

Критике подверглась и кадровая политика Андерссона. В 2014-2015 годах автопроизводитель сократил штат на 28% до 48 000 человек. Осенью 2015 года начальник Ростеха возмутился тем, что людей выгнали, и пообещал провести с Андерссоном «просветительскую работу». В ноябре 2015 года акционеры отклонили бюджет на 2016 год, составленный руководством завода. В то же время производительность фирмы значительно выросла за время работы Андерссона.

За два года под шведским менеджером АвтоВАЗ выпустил шесть новых моделей. Четыре из них представляли собой вариации на тему существующих автомобилей: Largus Cross «поднятый», Kalina Cross, модифицированная версия классической «Нивы» под названием Urban 4×4 и Granta с подъемным кузовом. Но главными новинками Бо Андерссона стали седан XRAY и седан Vesta в новом корпоративном дизайне от Стива Маттина, которые ознаменовали начало новой эры для АвтоВАЗа. Причем, если первый — это, по сути, рестайлинговый Renault Sandero Stepway, то Веста построена на новой платформе, разработанной АвтоВАЗом при участии специалистов Renault-Nissan.

«Я не супермен». Где и чем сейчас занимается бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон

Главный дизайнер британской Lada Стив Маттин покинул свой пост после девяти лет работы в России. Под его руководством Lada получила совершенно новый облик, а Х-образный дизайн стал узнаваемым. (Фото: autonews.ru)

Карьера Андерсона после АвтоВАЗА

Уйдя из российской автомобильной промышленности, Андерссон долгое время избегал работы на крупных автопроизводителей. После ухода из АвтоВАЗа Андерссон основал собственную компанию Bo Group Enterprises и читал лекции по закупкам на курсе MBA в Университете Линчёпинга.

В 2017 году он возглавил европейское подразделение японской компании Yazaki, крупнейшего в мире поставщика электропроводки и других электронных компонентов для автомобильной промышленности. Он работал над ней до августа 2021 года.

В конце лета 2021 года узбекская государственная компания «Узавтосаноат» назначила Андерссона генеральным директором своих основных дочерних компаний: UzAuto Motors (производит автомобили под брендом Chevrolet) и UzAuto Motors Powertrain (производит двигатели и трансмиссии). Одна из основных задач Андерссона — преодоление кризиса, связанного с нехваткой полупроводников и логистики, говорится в сообщении «Узавтосаноат». Кроме того, придется модернизировать производство. Сейчас UzAuto работает над локализацией на глобальной платформе GEM новых моделей: кроссовера Chevrolet Tracker и седана Chevrolet Onix.

«Я не супермен». Где и чем сейчас занимается бывший глава АвтоВАЗа Бу Андерссон

Фото: Максим Туманов / ТАСС

На Ташкентском экономическом форуме 30 сентября Бу Андерссон сказал: «Я не супермен, но они хотят, чтобы я предлагал продукты более высокого качества, новые модели, включая электромобили, лучшие цены и большую доступность. Наши акционеры хотят повысить эффективность и продуктивность, и единственный способ добиться этого — работать с командой менеджеров и создавать ценность».

Оставить комментарий