Как автосалоны заставляют брать кредиты на машину. 5 реальных примеров

Пришел покупать машину – вышел с кредитом. Насколько популярна «бизнес-схема», какой шанс не нее нарваться, на что обратить внимание при сделке, и как противостоять навязчивым менеджерам. Комментирует Роспотребнадзор

 Как автосалоны заставляют брать кредиты на машину. 5 реальных примеров

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Многие могут себе позволить купить автомобиль, тем более что автокредитование постоянно развивается и совершенствуется. Вот только в некоторых случаях у счастливых обладателей кредитных машин возникают сложности. Разберемся, какие бывают навязанные услуги по кредиту (в том числе, когда он навязан) в автосалоне, и как им противостоять, а когда потребуется помощь юриста. Публикуем эксклюзивный комментарий Роспотребнадзора для Autonews.ru.

Татарстан: жалуются на менеджеров и «допы»

Представим ситуацию: человек решил приобрести автомобиль марки X модели N. Допустим, в Татарстане. Он идет в автосалон, где менеджер-консультант настаивает на покупке автомобиля, который стоит на 30% дороже. Попав в руки профессионального продавца, человек соглашается и оформляет дорогую машину в кредит. Навязана ли услуга? Юристы в один голос вторят — нет.

Соглашаться с менеджером, или настаивать на своем варианте — личное дело покупателя. Разбираем на примере конкретных кейсов от Роспотребнадзора.

В Татарстане, раз мы «поселили» потенциального покупателя в этом регионе, только в 2021 году в управление Роспотребнадзора поступило 435 обращений потребителей с жалобами на нарушение прав потребителей при реализации автомобилей в девяти конкретных автосалонах. Названия по понятным причинам мы не приводим.

Суть обращений граждан заключается в том, что при заключении договоров купли-продажи автомобилей потребителям предоставляют недостоверную информацию о цене, комплектации товара (после приобретения стоимость автомобиля оказывается выше, чем оговаривается до или в момент подписания договора, а комплектация — проще), свободный доступ покупателя к предлагаемому к продаже товару не обеспечен, предлагаемый к продаже автомобиль в автосалоне, как правило, отсутствует.

Как рассказали Autonews.ru в Роспотребнадзоре, «при заключении договора купли-продажи за счет кредитных средств (этим отличаются практически все сделки) потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки от 5,9% годовых на преддоговорной стадии, фактически после заключения договора ставка вырастает до 20-22%. При этом интересы банков при заключении договоров кредитования представляют сотрудники автосалонов. Одновременно, за счет кредитных средств потребителя заключаются возмездные договоры на оказание услуг кредитования, «консультационных услуг», услуг эвакуатора, правовых услуг с третьими лицами, стоимость таких услуг составляет 20-25% от стоимости автомобиля. Во всех жалобах, содержится информация о введении потребителя в заблуждение относительно совершенных сделок и просьбой принять меры, направленные на восстановление нарушенных прав».

Отказ в продаже товара и «нечистые» юридические реорганизации

«Кредитные организации способствуют совершению правонарушений: как правило, в кредитных договорах указываются направления расходования средств (различные дополнительные услуги). По имеющейся информации, граждане, которые хотели приобрести автомобиль без кредита, сталкивались с отказами в продаже товара, в связи с тем, что продажа товара за наличный расчет по цене, указанной в рекламных объявлениях, на сайтах автосалонов, без оплаты дополнительных услуг невыгодна продавцу», — продолжили раскрывать разновидности схем Autonews.ru в Роспотребнадзоре.

Бывает и так, что фирмы, которые удалось привлечь к ответственности за «нечистые» продажи, ликвидируются, а их деятельность продолжают вновь созданные, либо банально переименованные юридические лица.

Стандартный сценарий

Во всех обращениях, поданных в Роспотребназдор, описана одна и та же ситуация: потребители находят по интернету информацию о низкой цене автомобиля, по телефону им подтверждают наличие автомобиля, но по приезду в салон им предлагают другой автомобиль, заманивают скидками и низким процентами по кредиту. И только через 6-8 часов нахождения в салоне потребителю приносят документы, которые потребители подписывают не глядя. Одни ссылаются на усталость, другие по доверчивости.

Позже, ознакомившись с договором, потребители понимают, что их обманули, поскольку подписан кредитный договор на сумму вдвое превышающей озвученную продавцом цену на автомобиль, навязаны дополнительные услуги на несколько сотен рублей. «Потребитель подписывает договор купли-продажи и акт приема-передачи автомобиля, где не указана ни фактическая цена автомобиля, ни его комплектация, то есть принимая автомобиль потребитель думает, что купил автомобиль по согласованной цене и в нужной ему комплектации», — рассказывают о самой популярной схеме корреспонденту Autonews.ru в ведомстве.

«В договоры включают позиции, которые уже есть в автомобиле от завода-изготовителя»

Далее — управление инициирует административное расследование, запрашивая у салонов документы для анализа. Обнаруживается очень интересный факт: часть салонов не являются официальными дилерами, а продают перекупленные автомобили в других автосалонах. Цены на автомобили завышены по сравнению с ценами, рекомендуемыми изготовителями. «В автосалонах, не имеющих право проводить гарантийное обслуживание? осуществляется установка дополнительного оборудования или данные работы поручаются третьим лицам, также, не имеющим на это право. Однако данные действия могут привести к отказу от гарантийного обслуживания самим изготовителем. Кроме того, при проведении потребителями независимых экспертиз, установлено, что такие работы как антикоррозийная обработка кузова, установка сигнализации и др. не проводились, хотя и оплачивались потребителями. В договоры по установке дополнительного оборудования включены такие позиции, которые уже имеются в автомобиле от завода изготовителя», — заявляют в Роспотребнадзоре.

Так, при заключении договоров купли продажи потребителям давались в виде подарка карточки «помощь на дороге», «юридическая помощь» и др., стоимостью от 50 до 150 тыс/ рублей, но как выяснилось, самому исполнителю услуг перечислялось 5-10% от этой суммы, оставшаяся сумма шла на оплату услуг агента, который не осуществлял самостоятельно деятельность в автосалоне, так как карточки передавались потребителю самими продавцами. Кроме того, этот же агент иногда выступал в договорах как исполнитель услуг по установке оборудования, не имея на это полномочий.

Многомиллионные штрафы для салонов

По результатам рассмотрения административных материалов в отношении автосалонов выносятся постановление. В том же Татарстане, например, за год их скопилось 226. Наказания — штраф на суммы около 3 млн рублей, по ч.1 ст. 14.7 КоАП РФ, ч. 1,2 ст. 14.8 КоАП РФ. Выдаются и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. «За непредставление в адрес Управления информации, в том числе о принятых мерах по внесенному представлению материалы 26 дел по ст. 19.7 ст.17.7, ст.19.6 КоАП РФ направлены в суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности. Постановления по делам об административных правонарушениях, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, хозяйствующими салонами обычно не обжалуются», — комментируют в Роспотребнадзоре специально для Autonews.ru.

Оставить комментарий