Немного матчасти
Тем, кто не в курсе, стоит пояснить, что клапаны расположены в ГБЦ. На каждый цилиндр приходится как минимум два клапана (в большинстве автомобилей). Один клапан позволяет воздушно-топливной смеси поступать в цилиндр (камеру сгорания) из впускного коллектора, а другой выпускает выхлопные газы в выпускной коллектор.
Конечно, клапаны открываются поочередно. Клапаны похожи на гвоздь. Головка, также известная как пластина, повернута внутрь цилиндра. В закрытом состоянии головка клапана находится в седле и герметично закрывает камеру сгорания, прижимаясь к седлу рабочей фаской.
Также рекомендуем ознакомиться со статьей о приборе таймера. Из этой статьи вы узнаете назначение, принципы работы и другие особенности газораспределительного механизма двигателя.
Требуемый инструмент
Притирка клапанов не представляет особой сложности, но на это уходит много времени, особенно если вы сделаете это самостоятельно.
выполнить их на автомобиле невозможно, придется частично разбирать силовую установку, то есть снимать ГБЦ.
Поэтому, решаясь на шлифовку клапанов, следует сразу позаботиться о наличии новой прокладки ГБЦ.
Инструменты для этого вам понадобятся:
- Связка ключей и головок;
- Клапанное устройство осушения;
- Притирочное устройство;
- Притирочные пасты;
- Тряпки;
- Керосин.
Сколько тереть?
Как узнать, что клапан притерт? Есть несколько способов
- воздушный тест
- керосин
- карандаш
Вакуумметр оказался лучшим, что неудивительно, ведь принцип работы вакуумметра аналогичен процессам, происходящим в двигателе. В двигателе газы прорываются сквозь трещины, что мы проверим с помощью этого теста.
Устройство поочередно подключается ко всем отверстиям — со стороны впускного и выпускного коллекторов и создается разрежение. Если клапаны плохо притерты, вакуум на манометре будет недостаточным, так как воздух проходит через клапаны. Не должно быть.
Еще один метод проверки, доступный в любом гараже, — это керосиновая проба. Клапаны вставляются на место, головка укладывается камерой сгорания вверх, а сверху заливается керосин. По легенде, если за ночь выходит не весь керосин (или вообще не выходит? Есть разные мнения), то клапаны правильно притерты. Но несоответствие заключается в том, что для двигателя не имеет значения, залит ли керосин или нет, воздух может или не может прорваться через интерфейс, поэтому этот метод тестирования можно упустить.
Другой простой способ — проверить равномерность распределения маркирующего агента. На рабочей кромке седла клапана по всей окружности нанесены радиальные метки. Затем вставляется клапан, прижимается и вращается. Потом вынимают клапан и смотрят, какой образовался узор: если опасности отменены и вся поверхность седла покрашена ровно, то это нормально, может работать, если есть неровности, продолжаем шлифовать.
Как понять, что клапана нуждаются в притирке
Первоначальная проверка проводится без разборки ГБЦ. Следующие признаки косвенно указывают на недостаточное прилегание клапанов к седлам:
- снизить мощность ДВС;
- неравномерная работа двигателя, чрезмерная вибрация и шум;
- низкая компрессия при большом перепаде цилиндров;
- повышенный расход топлива.
Все эти признаки не указывают однозначно на проблемы в системе клапанов. Подобные явления наблюдаются при общем износе поршневого узла. Однако вышеперечисленные приметы как минимум указывают на необходимость тайминга и контроля КШМ.
Следующий этап диагностики проходит после разборки ГБЦ. Прежде чем клапаны высохнут, их можно проверить на герметичность с помощью любой проникающей жидкости (растворитель, бензин, ацетон и т.д.). Укладываем головку блока набок и выливаем жидкость в окна. Если на поверхности клапанов появляется жирный остаток жидкости, прошедшей между седлом и клапаном, требуется притирка. Если жидкость льется заметной струей, очень велика вероятность прогорания клапана. Перегоревший клапан не выйдет перетирать. Его нужно будет заменить.
После высыхания проверяем фаски клапанов и седел. Рабочий скос должен иметь тусклый оттенок по всей окружности. Кроме того, толщина фаски при идеальной подгонке не имеет особого значения. Главное, чтобы он был непрерывным. Это говорит о том, что клапан хорошо закрыт.
Если фаска клапана и блок покрыты раковинами и нагаром, клапан следует почистить. Такой подход обычно практикуется: даже если клапан требует притирки, вся головка обрабатывается профилактически.
Приемы работы с автомобильным стетоскопом
Сразу стоит отметить, что принципы работы со стетоскопом предельно просты, но для эффективной диагностики необходимо иметь определенный опыт и навыки. Рядовой автовладелец вряд ли сразу определит источник и причину того или иного звука — это доступно только профессионалам. Однако существует ряд звуков и сигналов, с помощью которых можно определить типичные неисправности и проблемы в бортовых устройствах. Здесь мы и поговорим об этом, остановившись на двигателе.
Прежде всего необходимо уметь определять частоту звука, а точнее частоту его основной гармоники. Звуки обычно делятся на две категории:
- Слух является признаком быстрых ударов твердосплавных деталей, обычно не покрытых маслом. Такие звуки возникают при увеличении клапанного зазора и часто говорят о поломке деталей;
- Безмолвие — это большая группа звуков, которые активируются ударами деталей из мягких металлов, а также деталей, покрытых слоем смазки. Такие звуки возникают при износе втулок шатунов, коленчатого и распределительного валов и т.д. Громкий лязгающий звук также возникает при детонации.
При этом звуки различных частей двигателя имеют свои особенности. Ритмичные тикающие звуки издают части привода клапанов, дребезжание — цепи ГРМ, глухие звуки издаются от коленчатого вала, и чуть менее приглушенные звуки исходят от распределительных валов. Что ж, если вы слышите резкие звуки, причина может быть в поломанной детали.
Очень важная характеристика звука двигателя — его ритм. Ритмичные звуки, возникающие во время работы двигателя, издаются всеми вращающимися и движущимися частями
Необычные звуки, которые появляются и неожиданно исчезают, всегда указывают на неисправности, вплоть до разрушения деталей.
Наконец, первостепенное значение имеет звуковая локализация. Ритмичные звуки, которые звучат в верхней части двигателя (в голове), — это клапаны и их приводы. Тупые звуки внизу: коленвал. Приглушенные или металлические звуки в блоке — это поршневой узел, пальцы или шатуны. Фактически именно с места определяется причина звука и возможные проблемы с двигателем.
Затем, прослушивая двигатель в разных частях с помощью стетоскопа и анализируя звуки, можно диагностировать двигатель. В практике обычного автовладельца нередко возникают ситуации, когда возникает стук из-за нехватки масла (а это значит, что есть течь, каналы или фильтр забиты или масляный насос плохо работает), увеличенный зазор клапанов , или чрезмерный износ трущихся деталей.
Помимо звуков соприкасающихся деталей, стетоскоп может диагностировать утечки воздуха в стыках деталей, которые, в отличие от утечек газа, практически незаметны. Для этого он использует рог стетоскопа, чтобы исследовать соединения подозрительных частей. Достаточно легко диагностировать утечки воздуха между карбюратором и впускным коллектором, дроссельной заслонкой, уплотнениями топливных форсунок, различными воздуховодами и другими шипящими узлами.
После небольшой практики и правильных навыков стетоскоп станет верным и надежным диагностическим инструментом, с помощью которого можно будет выявить самый широкий спектр неисправностей автомобиля.
Необходимость капитального ремонта двигателя
Различные причины способствуют постепенному износу деталей, происходит это длительное время. В определенной последовательности появляются признаки неисправности двигателя.
Большой расход масла и топлива. Топливо заполняет промежутки между деталями. Масло расходуется при засорении поршневых колец и снижении эластичности колпачковых уплотнений.
- Уменьшается мощность машины, пропадает тяга.
- Черный, синий дым из выхлопной системы. Это указывает на то, что есть проблема с двигателем внутреннего сгорания.
- Контрольная лампа давления масла не гаснет.
- Нехарактерные посторонние звуки при обычной езде. Дребезжание может быть вызвано смещением подшипников.
- Снижение давления сжатия в цилиндре происходит при неисправности сальников и поршневых колец.
- Горящие свечи.
- Пониженный уровень охлаждающей жидкости, частые перегревания.
- Чрезмерный люфт в рулевом механизме.
Любой из перечисленных признаков является поводом для тщательного осмотра двигателя и, возможно, даже поводом для капитального ремонта. Перенос ремонта на неопределенный срок может привести к нежелательным последствиям. Если деталь не отремонтировать вовремя, возможно, потребуется купить новую деталь или поменять всю систему.
Где они находятся и для чего нужны
Клапаны расположены в головке блока цилиндров. На каждый цилиндр приходится по два клапана, в современных двигателях — четыре.
Разделены на вход и выход.
Впускные позволяют обогатить горючую смесь воздухом, поступающим из впускного коллектора.
Выхлопные газы позволяют отводить выхлопные газы через выпускной коллектор в глушитель.
«Заглушка» обычно называется головкой клапана и контактирует с седлом в закрытом положении, блокируя камеру сгорания.
В момент детонации внутри нее горючей смеси, если она не помещается идеально, горячие газы взрываются в космос, перегревая его и он начинает «гореть» и постепенно разрушается, но происходит это не сразу.
Устройство клапанного механизма – принцип работы и возможные неисправности
Клапаны используются для герметизации цилиндров двигателя во время газообмена. Их принцип действия заключается в обеспечении всасывания смеси топлива и воздуха для ее дальнейшего сжатия. После зажигания и выхлопа газы попадают в выхлопную систему, за это также отвечают клапаны. Этот механизм работает в агрессивных условиях, постоянно подвергается высоким динамическим нагрузкам, высоким скоростям и нагреву. Чтобы уменьшить быстрый износ ходовой части этой детали, производственные материалы часто высоколегированы никелем и хромом.
Головка также выполняет функции корпуса клапана, седел клапана, направляющих клапана, резьбовых опор для свечей зажигания и форсунок. При размещении и формировании камеры сгорания головка блока цилиндров получает наибольшее количество тепла, производимого двигателем, поэтому в настоящее время она изготавливается из алюминиевых сплавов или чугуна. По мере увеличения КПД и мощности двигателя напор насоса подвергался еще более высоким давлениям и, конечно же, повышалась температура.
Это сделало использование червеобразных цилиндров более частым. Однако алюминий стал основным композитом для производства мозга. Посмотрите на шесть камер сгорания. И блок, и головка должны иметь идеально ровные посадочные поверхности. Сборка головки на блоке выполнена на металлопластиковом соединении. Соединение имеет место для установки, но обычно позволяет установку только в одном положении, в дополнение к блоку, оборудованному направляющим штифтом для монтажа.
Клапанный механизм состоит из двух основных компонентов: головки и штока. Эти автоматические агрегаты имеют плоскую и выпуклую головку в форме тюльпана. На конце стержня имеются канавки конической, фигурной или цилиндрической формы для фиксации на них пружин. Основным проявлением неисправности клапанного механизма является, как и нестабильная работа двигателя в целом. Неисправности этого типа возникают из-за приклеивания и появления заготовки. Отложения углерода также могут вызвать эту проблему, поскольку он накапливается на самом клапане и препятствует его закрытию.
Как сделать притирку клапанов пошагово
Притирка клапана в зависимости от выбранного для использования устройства выполняется по-разному. Однако есть общие моменты, которые необходимо учитывать при проведении процедуры.
- Перед проведением работ необходимо очистить все детали агрегата от нагара и следов эксплуатации. Сделать это можно с помощью абразивных предметов. Итак, для чистки подойдет наждачная бумага разных характеристик. Помимо абразивов можно использовать чистящие жидкости, особенно керосин. При его использовании нагар и грязь можно удалить тряпкой или мягкой тканью.
- Во время работы необходимо повторять возвратно-поступательные движения, имитирующие работу двигателя при движении автомобиля. Это снижает риск повреждения деталей двигателя.
- Круговая притирка должна периодически менять направление движения инструмента, чтобы также снизить риск повреждения.
- В процессе необходимо использовать абразивную пасту. Сначала используется грубый материал. В конце работы наносится мелкозернистая паста для более тонкой герметизации деталей двигателя.
- После завершения необходимо удалить с двигателя всю грязь и остатки пасты. Сделать это можно с помощью моющих средств, в частности, керосина и ветоши.
Приспособления для выполнения работ, пасты для притирки
Перейдем к подключению клапанов.
Существуют специальные приспособления для вытаскивания сухарей, удерживающих головку клапана в посадочной пластине.
Их много, не будем описывать их все. Отметим только, что все они работают по одному принципу.
С помощью этого устройства пружины клапана сжимаются, пластина крепления клапана опускается, высвобождая сухари, и они удаляются.
Но сделать это можно простым методом. Вам понадобится кусок трубки, диаметр которого немного меньше, чем диаметр монтажной пластины.
Эту трубку кладут на тарелку и сильно бьют молотком. За счет удара пружины сжимаются, пластина изгибается и вылезают сухари.
В этом случае отверстие лучше закрыть на той стороне, в которую будет попадать выстрел, чтобы сухари не пролетали сквозь него.
Теперь о притирочном устройстве.
Его можно приобрести, обычно такое приспособление состоит из гайки, стержня и гаечного ключа.
Но вы можете сделать это сами. Для этого понадобится шток диаметром, равным диаметру клапана. К нему приваривается ручка, чтобы получилась Т-образная конструкция.
С другой стороны боковой ручки на штангу надевается отрезок резиновой трубки.
1 — металлический стержень диаметром 5-8 мм в зависимости от диаметра стержня клапана, 2 — резиновый шланг, 3 — фиксирующие хомуты.
Внутренний диаметр трубы нужно выбирать таким образом, чтобы она идеально ложилась на штангу.
Вам также понадобится еще один зажим, он заблокирует край резиновой трубки, которая будет помещена на шток клапана.
Пасты.
Для заточки клапана некоторых приспособлений недостаточно, так как эта операция выполняется с помощью специальных паст.
Найти их несложно, можно купить как дешевые, так и очень дорогие притирочные пасты.
Для притирки лучше всего приобретать наборы, состоящие из двух паст или всего двух паст: для первичной черновой обработки и для вторичной чистовой обработки.
Также может потребоваться конусная фреза. Это коническая сверлильная головка со вставленными в нее фрезами по металлу.
Читайте также: Как самостоятельно заменить дизельный фильтр?
ПОПУЛЯРНО ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ: Ремонт боковых порезов шин своими руками
применяется для обработки поврежденной поверхности седла.
Для чего притирать клапаны
Во время работы на дисках и седлах клапанов образуются нагар. Предотвращает герметичное закрытие впускного и выпускного клапана. Это очень важно для нормальной работы двигателя. Ведь после втягивания топливовоздушной смеси в камеру сгорания на такте впуска поршень сжимает ее, поднимаясь в верхнюю мертвую точку. Впускной и выпускной клапаны должны быть закрыты. Чем выше степень сжатия, тем эффективнее и экономичнее будет двигатель. Конечно, при неплотной посадке впускного клапана в седле не будет максимальной компрессии и эффективного сгорания смеси со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Что касается неплотного соединения выпускного клапана, то в этом случае будут не только утечки во время такта сжатия, но и прорыв расширяющегося газа из камеры сгорания после воспламенения заряда. Горячие газы плавят выпускной клапан, двигатель теряет мощность, так как часть газов не толкает поршень, а летит в выхлоп. Эти последствия являются ответом на вопрос, что произойдет, если клапаны не заземлены.
Однако для исправления ситуации особых сложностей нет. На снятие ГБЦ и самих клапанов нужно потратить больше времени и сил. К тому же велика вероятность, что перетирать каждую из них необязательно.
Берём в руки шуруповёрт
Поскольку не у всех есть необходимое количество свободного времени, терпения и усидчивости, народные мастера ввели еще один метод с использованием отвертки.
Также часто рекомендуется сверло, но его шпиндель имеет гораздо более высокую скорость вращения, что может не лучшим образом сказаться на конечном результате. Итак, если вы все же остановитесь на дрели, нужно взять инструмент с возможностью регулировки скорости и функцией реверса. Заточить клапана в этом случае можно как через камеры сгорания, так и просто сверху.
Притирка клапанов со стороны камеры сгорания
Работа выполняется в следующей последовательности:
- Во-первых, небольшие твердые шайбы изготавливаются из металла, диаметр которых немного меньше диаметра тарелок клапанов. В центре этих шайб просверливаются отверстия, как в отвертке с плоской головкой.
- С помощью литого битума (или аналогичного материала) рифленые шайбы крепятся к дискам клапана.
- Головка блока цилиндров поворачивается вверх вместе с камерами сгорания, на его место ставится необходимый клапан и на притертый участок наносится слой пасты.
- К патрону дрели крепится стержень с концом, похожим на плоскую отвертку.
- Плоский конец стержня вставляется в прорезь шайбы и при малых скоростях сверления клапан начинает шлифовать.
- Клапан поворачивается по десять раз в каждом направлении. Также следует помнить, что при изменении направления вращения необходимо повторно нанести абразивную пасту.
- После процедуры его пружина цепляется за клапан.
- шайбу можно снять с клапана путем его нагревания.
- Остаточный битум удаляется разбавителем, бензином и т.п.
Как притереть клапаны сверху
Весь процесс практически полностью идентичен ручному методу. Основное отличие здесь в том, что клапан поворачивается с помощью инструмента. Некоторые люди прикрепляют шток клапана непосредственно к сверлильному патрону, но для большей эффективности и безопасности лучше всего вставить шток с диаметром, близким к диаметру штока клапана, в патрон. Затем берут кусок резиновой трубки примерно 10 сантиметров и используют для соединения указанных стержней. Для большей надежности резиновый шланг нужно на концах пережать хомутами.
Минимальный инструмент, необходимый для притирки клапана сверлом
Видео: как притереть клапаны дрелью
Как определить, что клапан нужно притирать
Обычно после капремонта двигателя клапаны притираются. Или, например, после замены поршневых колец. Чтобы второй раз не разбирать. Необходимость процедуры проверяется на снятой головке. Он устанавливается на ровной поверхности пластинами клапана вверх. Затем в камеры сгорания заливают керосин, а если его нет, то отойдет бензин. Отмечается уровень, после чего голову оставляют в таком положении на двенадцать часов.
Если за это время жидкость не вышла, значит, все в порядке. Если он уходит, значит, есть над чем поработать. Чтобы определить, какой из двух клапанов цилиндра протекает, очень помогает наличие влаги в выхлопе или во впускном коллекторе. Можно проверить другим способом. Принцип будет тот же, но разница в том, что жидкость (бензин или керосин) заливается в коллекторы. При этом голова стоит набок. Конечно, расход уже оценивается со стороны пластин.
Когда пора задуматься о притирке
Чтобы понять, нужна ли притирка, можно использовать разные методы испытаний: их можно использовать для определения степени разгерметизации клапанной системы.
Как проверить притирку:
- Головка блока цилиндров разбирается.
- Головка очищается от копоти, масляной пленки и грязи.
- Головка БК и подшипники проходят испытания. Они не должны иметь деформаций и механических повреждений.
- Проверяются подшипники распределительного вала. На них также не должно быть металлических повреждений, заусенцев и провисаний.
- Чтобы проверить герметичность клапанной системы, нужно установить ГБЦ на ровную поверхность, залить в камеры сгорания немного керосина или бензина и оставить на время. Если уровень керосина начинает падать, есть утечка и нарушено уплотнение клапанной системы.
При появлении течи (т. Е. Разгерметизации) двигатель не работает ровно, поэтому необходимо притирка.
Способы обкатки мотора
Описанный выше алгоритм представляет собой классическую естественную обкатку. Но помимо этого есть еще как минимум три способа шлифования деталей восстановленного энергоблока:
- методом холодной прокатки, производимой с использованием специальной опоры;
- холод, проникающий без опоры;
- метод горячей притирки деталей двигателя.
Рассмотрим особенности каждого из перечисленных методов.
Обкатка на стенде
Конечно, сам стенд — это очень дорогое оборудование. Его могут себе позволить только крупные СТО, но благодаря его использованию можно полностью контролировать все этапы технологической обкатки.
В этом случае силовой агрегат устанавливается на стенде и запускается путем соединения с карданным валом, который, в свою очередь, приводится в движение электродвигателем, который считается лидером над двигателем автомобиля.
Специальное устройство, называемое энкодером, контролирует скорость вращения основного двигателя; спидометр записывает немного менее точные показания. Настольное оборудование работает под управлением микропрограммы, которая регулирует параметры электродвигателя на основании показаний датчиков.
Общая продолжительность работы пары ведущий / ведомый двигатель определяется объемом работ, проводимых в рамках капитального ремонта автомобиля. В частности, для нормальной притирки новой цилиндро-поршневой группы требуется около трех часов непрерывного вращения обоих двигателей.
Результат такой холодной притирки говорит о том, что были достигнуты следующие показатели:
- когда СА работает на ХХ (при оборотах, не превышающих 600 в минуту), обороты стабилизируются;
- нажатие педали акселератора в том же режиме не вызывает перебоев в работе основного двигателя и не должно одновременно глохнуть.
Обращаем ваше внимание, что покупки дорогостоящего стенда для холодной эксплуатации недостаточно — также нужен специалист, разбирающийся в нюансах ввода определенного режима, с бесспорным соблюдением технологии шлифования деталей.
Бесстендовая холодная обкатка
Он заключается в буксировке автомобиля на третьей передаче, но с выключенным двигателем, в течение 2-3 часов. Перед обкаткой автомобиль заливается всеми необходимыми техническими жидкостями, в том числе маслом и антифризом / антифризом.
Хотя специалисты не рекомендуют использовать этот метод, он стал очень популярным у ремонтных мастерских.
Горячая обкатка
Делается прямо на автомобиле, но на неподвижном. Отличается возможностью контроля качества сборки силового агрегата после капитального ремонта и устранения мелких дефектов, допущенных при производстве деталей и узлов, установленных взамен изношенных. Что хорошего: Данную технологию можно использовать в гаражных условиях. Алгоритм холодного хода:
- запускаем двигатель, выставляем обороты на уровень режима холостого хода;
- дайте ему поработать примерно 3-4 минуты, заглушите двигатель примерно на такое же время. Повторяем цикл 10-15 раз. Остановка двигателя необходима во избежание локального перегрева силового агрегата;
- перезапустите двигатель, установите скорость 1200 об / мин, постепенно увеличивая ее примерно до 50% от максимального уровня. Прирост оборотов рассчитываем таким образом, чтобы общее время работы силового агрегата составляло 45-50 минут.
На последнем этапе мы с особым вниманием следим за температурой двигателя, если она неконтролируемо повышается: необходимо выключить двигатель, дать ему остыть и только потом перезапустить. Если все в норме, проверяем уровни технических жидкостей и наличие / отсутствие их утечек, замеряем компрессию цилиндров. Наконец, по окончании обкатки сбрасываем зажигание и регулируем зазор клапанов.
Естественная обкатка двигателя
Мы уже приводили последовательность классической обкатки. Стоит отметить, что вне зависимости от сложности и состава реставрационных работ обкатку следует проводить исключительно в щадящем режиме, даже если вы ограничились только заменой цепи (конечно, общий пробег в этом случай будет минимальным, примерно 500 километров).
Движение на пятой передаче нужно исключить, трогаться нужно очень плавно
Мы уже говорили о важности доливки высококачественного моторного масла, но не менее важно использовать хорошее топливо, по крайней мере, до конца периода обкатки
Подготовительные работы и проверка клапанов
Для того, чтобы правильно заточить клапан, потребуется провести ряд подготовительных работ, для которых потребуется определенный инструмент и навыки:
- Головка блока цилиндров разобрана.
- Клапан тщательно очищается от масла, нагара, сажи и других загрязнений.
- Все элементы ГБЦ проверяются на целостность от механических повреждений и деформаций.
- Клапаны проверяются на герметичность.
Для проверки степени адгезии бензин, керосин, ацетон или любую другую жидкость с высокой проникающей способностью осторожно наливают из шприца в слив при полностью закрытом клапане. Если, несмотря на это, на его поверхности расходится мокрое пятно, значит, уплотнитель сломан и требуется притирка.
Когда клапан высох и может быть снят с направляющей для проверки притирки, он снимается и осматривается; если в месте контакта с седлом видны кожухи, это явно сигнализирует о необходимости притирки. Когда клапан полностью сгорает, при переливании жидкости она сразу вытекает из-под седла, а на поверхности тарелки видны серьезные дыры.
Перед проведением работ не лишним будет вставить задвижку в направляющий канал и проверить, есть ли люфт при его перемещении, если он все же есть, необходимо будет заменить задвижку или отремонтировать направляющий канал.
Притирка клапанов
Для заточки головки клапана в домашних условиях понадобится дрель (желательно с реверсом) и специальная паста. Для выполнения этой процедуры клапан нужно будет просушить и снять. Кстати, заодно при необходимости можно заменить сальники стержней клапана.
- Перед работой рекомендуется обезжирить клапан и седло растворителем. На фланец клапана равномерно наносится небольшое количество притирочной пасты. Очень важно следить за тем, чтобы она не попала на шток клапана, потому что паста является сильнейшим абразивом (обычно алмазным). Если повреждение остается на штоке, уплотнения штока клапана выходят из строя намного быстрее, и расход масла значительно возрастает. Чтобы этого не произошло, на стебель можно положить кусок фетра.
Клапан устанавливается на свое место, а шток фиксируется в патроне сверла. Чаще всего для удобства это делается с помощью отрезка трубки (один конец к штоку, другой к картриджу). Некоторые мастера фиксируют шток прямо в шпинделе. Притирка происходит за счет вращения с малой скоростью. В этом случае пластину можно чем-нибудь прижать к седлу. Например, толстая резинка. Но в большинстве случаев обходятся без дополнительных устройств.
- Давление вниз возникает, когда вы тянете сверло на себя. Вращение необходимо производить как по часовой стрелке, так и в обратном направлении. Обычно это занимает не более двух минут. Чтобы понять, что процесс завершен, нужно знать, как выглядит притертый клапан. Его скос образует характерную непрозрачную полосу шириной в пару миллиметров. Точно такая же полоска, кстати, будет на фаске седла. Иногда после описанной процедуры проводится еще и отделка. Он ничем не отличается от процесса притирки, за исключением того, что вместо притирочной пасты используется паста ГОИ, разбавленная моторным маслом. Перед использованием салфеткой осторожно удалите предыдущее средство для притирки.
- проверять качество притирки необходимо не только с указанной выше полосы, но и заливкой керосина или бензина в камеру сгорания или коллекторы. Перед установкой ГБЦ все детали необходимо тщательно промыть бензином. Ведь если в процессе работы абразив пасты осядет на других поверхностях, последствия могут быть очень печальными — алмазная пыль вызовет дефекты.
Вы также должны знать, в каких случаях притирка клапана может не работать. При наличии значительных дефектов на рабочих фасках (обечайках) или при криво просверливании (срезе) седел заточить задвижку не получится. Первый верный признак этого — неровная или даже прерывистая тусклая полоса на фаске. Решение здесь простое, хотя и не совсем приятное: покупать новые детали. Однако можно попробовать измельчить их на станке.
Притираем клапаны в домашних условиях
Чтобы быстро выполнить работу и получить качественный результат, нужно соблюдать следующую последовательность действий:
- Разобранная голова устанавливается на верстак и надежно фиксируется.
- Требуемый клапан устанавливается на свое место, а его шток фиксируется в приборе.
- Слой притирочной пасты наносится на область контакта клапана с его седлом.
- Затем клапан устанавливается так, чтобы не было зазоров.
- Круговые движения производятся по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Через некоторое время клапан поворачивается, наносится новый слой абразивной пасты и вращение возобновляется.
- Процесс измельчения продолжается до тех пор, пока на седле клапана и его диске не образуется однородная непрозрачная полоса толщиной 1,5-2,0 миллиметра.
Видео: притирка клапанов вручную без инструментов
Сам метод довольно скучный. Зато позволяет полностью контролировать процесс шлифования и отслеживать полученный результат.
Какую притирочную пасту использовать
Наши бабушка и дедушка сами сделали притирочный агент. Пыль под наждаком собирали алмазным кругом, а затем смешивали с маслом. Сегодня, благодаря прогрессу и развитию торговли, у автомобилистов есть достойный выбор в специализированных магазинах. Поэтому у новичков возникает закономерный вопрос, как измельчить клапаны, какие макароны. Мы не говорим о цене. Здесь каждый выбирает по своему усмотрению и по возможностям. Гораздо важнее определить размер и состав зерен.
Неопытному автолюбителю нельзя использовать крупнозернистые пасты. Ошибка в эксплуатации может привести к появлению значительных дефектов фаски клапана и седла, что приведет к дополнительным затратам. По этой причине предпочтительно использовать среднезернистые пасты для основных работ и мелкозернистые для шлифования.
Чаще всего в комплекте уже две трубы, что облегчает задачу покупателю. Макаронные изделия FABO в стилизованной (клапанной) упаковке часто встречаются в магазинах. Кстати, название является аббревиатурой и расшифровывается как Finishing Anti-Friction Non-Abrasive Treatment. Эту пасту следует использовать в качестве завершающей пасты после шлифовки клапана пастами Classic или Diamond, продаваемыми в той же упаковке.
Помимо вышеназванной пасты в продаже имеется абразивная паста ABRO GP-201. При этом в одной упаковке будет сразу два варианта — крупнозернистый и мелкозернистый. Намного дешевле, чем FABO. Кроме того, эта паста также подходит для удаления ржавчины с любой металлической поверхности, а также для восстановления режущего инструмента. Одним словом, такая паста многофункциональна. Средние и мелкие макаронные изделия в одной упаковке можно получить, купив Fatto Affare. Основа здесь — порошок карбида кремния. Также универсальное средство, пригодное в хозяйстве. А если есть возможность и необходимость работать с хромированными поверхностями, то стоит обратить внимание на пасту PERMATEX. В любом случае желательно перед покупкой внимательно изучить инструкцию и только потом делать выбор.
Теперь ответим на вопрос, что делать, когда макарон нет. Иногда возникают ситуации, когда необходимо притереть клапаны, если пасты нет. Что ж, в этом случае вам придется вспомнить о старинных способах, как уже было сказано выше, или немного их разнообразить. Итак, если с алмазного круга нет пыли, то вам понадобится тончайшая наждачная бумага. С него необходимо удалить абразив и смешать с моторным маслом или смазкой. Паста ГОИ, смешанная с теми же лубрикантами, используется в качестве финишной пасты. Конечно, качество обработки таким способом будет намного ниже. Особенно когда нет соответствующего опыта.
Методы формирования геометрии сопряжения
Правильно сформировать клапан и седло можно вручную или на специальной машине, но точность размеров будет отличаться на порядок. Наивысшая точность достигается станком для обработки седел и клапанов, наименьшая — ручной притиркой клапана на седло с помощью абразивной пасты для притирки.
Клапаны притираются во время замены клапана, а старые клапаны также притираются во время технического обслуживания, когда износ находится в допустимых пределах.
Станки. Шлифовальный станок для клапанов фактически ничего не трёт, он предназначен для снятия фаски с седла, а клапан обеспечивает наиболее точную посадку благодаря жесткому центрированию. В результате получается высокоточный профиль резки, обеспечивающий высочайшее качество. После этого лечения больше не нужно вмешиваться, просто вымойте и наденьте голову.
Ручные резаки. При отсутствии возможности обрабатывать детали на высокоточном оборудовании могут применяться ручные резаки. Доступны они разного диаметра для разных моделей двигателей. На седлах нарезаны три скоса — под 30 и 60 градусов, а над ними — под 45 градусов. В таких случаях новые клапаны не обрабатываются, и, если используются старые, их необходимо проложить или заземлить.
Притирка клапанов абразивной пастой — клапаны для притирочных станков своими руками. Притирка поможет только в том случае, если плоскости аналогов — клапана и седла — совпадают и менять что-либо не нужно, но достаточно убрать какие-то неровности, иначе будет полезна только доработка с фрезой. В этом случае притирочная паста наносится на край клапана в точках соединения по всему периметру. Клапан вставлен в свое гнездо. Кроме того, клапан должен одновременно слегка прижиматься к седлу и одновременно вращаться вокруг оси, что позволяет стереть неровности на поверхности.
После притирки обязательно удалите с деталей все абразивные частицы!
Видео: Притирка клапанов Daewoo Lanos
Основные правила и секреты
Для проведения процесса необходимо снять головку блока цилиндров.
- Чтобы снять клапаны со втулок, которые их приводят в движение, необходимо сначала снять клапанные пружины. Для этого можно использовать клапанный инструмент, имеющийся в специализированных магазинах.
- Обычно на шток устройства надевают резиновую трубку и фиксаторы. Как вариант, можно использовать дрель со сквозным резьбовым отверстием в боковой стенке. В это отверстие ввинчивается болт для фиксации штока клапана.
- Перед притиркой проверьте клапаны. Если на них видны следы деформации (изгибы и трещины), эти изделия использовать нельзя. Замени их новыми. Есть ли нагар? Очистите его — для этого можно использовать жесткую щетку.
[spoiler title=»Источники»]
- http://KrutiMotor.ru/pritirka-klapanov/
- https://AutoTopik.ru/remont/825-pritirka-klapanov-svoimi-rukami.html
- https://kakavto.com/?p=146
- https://cars-life.org/repair/kak-priteret-klapana-v-domashnih-usloviyah/
- https://gidrikoff.ru/schemes/tipy-klapannyh-sterznej-shemy-avtomobilnye.html
- https://momotuning.ru/diyrepair/pritirka-klapanov-dvigatela-kak-pravilno-sdelat.html
- https://mojcar.ru/ustrojstva-avtomobilya/dvigatel/kogda-i-kak-pravilno-priteret-klapana.html
- https://remontautomobilya.ru/pravilnaya-pritirka-klapanov.html
- https://AvtoKart.ru/dvigateli/stanok-dlya-pritirki-klapanov.html
- https://carnovato.ru/kak-priteret-klapana/
- https://medwegonok.ru/kak-pravilno-priteret-klapan/
- https://topmekhanik.ru/kak-priteret-klapan/
- https://Shinomontazh-Penza.ru/obsluzhivanie/nuzhno-li-pritirat-novye-klapana.html
[/spoiler]