Как проверить и поднять плотность электролита в аккумуляторе

Почему плотность электролита в аккумуляторе падает

Строго говоря, изменение соотношения воды и кислоты в растворе происходит постоянно, как при разряде аккумулятора, так и во время зарядки. Но, согласно теории, в полностью заряженном состоянии плотность должна соответствовать исходной. На практике этого не происходит, и вот почему:

  • при перегрузке электролит закипает и испаряется;
  • утечка жидкости также происходит через ямы в пробках, особенно при частой езде по ухабистым дорогам;
  • при глубоких разрядах также изменяется концентрация электролита для активации процесса сульфатации пластин.

Рассмотрим подробнее каждую из причин:

  1. Испарение электролита, если не было обстоятельств непреодолимой силы, — длительный процесс, значительно растянутый по времени. Аккумулятор заряжается при работающем двигателе, при этом исключен перезаряд, приводящий к закипанию жидкости — об этом заботится реле-регулятор генератора. Но есть и другие факторы, которые влияют на плотность электролита в батарее. Дело в том, что аккумулятор находится недалеко от двигателя, который является мощным источником тепла в моторном отсеке. При этом нагрев батареи неизбежен, особенно интенсивным этот процесс становится летом. В результате жидкость испаряется даже без кипячения, поэтому в жаркое время года желательно еженедельно проверять ее уровень. Поскольку плотность дистиллированной воды значительно меньше плотности кислоты, она в основном испаряется. В результате показатель увеличивается и необходимо восстановить правильное соотношение добавлением воды.
  2. Потеря электролитов — еще одна частая причина низкого уровня электролитов. Диагностировать проблему довольно легко, оценив внешнее состояние аккумулятора. Полоски и беловатая пыль на крышке аккумуляторного отсека и клеммах указывают на утечку. Правда, это не влияет на концентрацию оставшегося в аккумуляторе раствора, только на его уровень, поэтому доливать нужно не дистиллированной водой, а уже готовым электролитом. Конечно, корпус аккумуляторной батареи необходимо очистить от загрязнений, а так как присутствуют остатки кислоты, их необходимо удалить с помощью щелочных жидкостей. Например, раствор карбоната натрия. Белые кристаллы сульфата свинца на клеммах удаляются проволочной щеткой. Все эти меры важны, так как сильное загрязнение может вызвать перемычку между электродами аккумулятора и ухудшение контактов между выводами и проводами, идущими к генератору или зарядному устройству.
  3. Наконец, сульфатирование пластин — основная причина снижения плотности электролита. Сульфат свинца является результатом химико-электрического взаимодействия между электролитом и свинцовыми пластинами, он образуется во время зарядки и исчезает при разряде аккумулятора. Но баланс, увы, время от времени смещается не в пользу серной кислоты: часть сульфата оседает на пластинах, и со временем этого слоя становится все больше. Это сульфатирование, которое негативно сказывается на протекании нормальных реакций в аккумуляторе. Борьба с сульфатированием осуществляется с помощью зарядного устройства и специального алгоритма, сочетающего циклы заряда / разряда.

Плотность электролита в аккумуляторе
Плотность электролита в аккумуляторе

Зарядка аккумулятора штатным зарядным устройством всегда сопровождается увеличением плотности электролитической жидкости.

Чем грозит изменение плотности электролита

Что влияет на увеличение плотности раствора серной кислоты? Если этот дисбаланс возникает на полностью заряженной батарее, избыток кислоты разрушит свинцовые пластины. Этот процесс также возможен при плотности около 1,35 г / см3.

И наоборот, низкая плотность электролита в аккумуляторе приводит к сульфатированию пластин. Этого следует опасаться, если показатель упадет до 1,21 г / см3 и менее.

Кроме того, большой дисбаланс по отношению к воде значительно снижает точку замерзания раствора. Так, при плотности 1,17 г / см3 вода замерзает уже при 5 градусах ниже нуля. А лед, как известно, имеет свойство расширяться и разрушать пластины и даже аккумуляторный отсек.

Оптимальная концентрация кислоты

Пониженная концентрация, как правило, приводит к ускоренному сульфатированию пластин — образованию на них нерастворимого сульфата свинца, который больше не может разлагаться на кислоту и диоксид. В результате резко уменьшается емкость аккумулятора, снижается КПД и увеличивается внутреннее сопротивление (сульфат — диэлектрик).
Даже полностью заряженный, но сульфатный аккумулятор, который выдает, казалось бы, нормальное напряжение, останавливается после первого запуска или даже не может запустить стартер. К тому же электролит низкой плотности замерзает при более высоких температурах, а это значит, что на стоянке даже в легкий мороз аккумулятор просто лопнет льдом.

Чрезмерная плотность электролита в аккумуляторе не менее опасна, так как излишняя кислотность иногда сокращает срок службы аккумулятора, буквально разъедая пластины. Конечно, аккумулятор, залитый кислотой, крутится как зверь, но на сколько прослужит такая батарея? День, может, неделя. Если повезет, месяц.

Пришло время вернуться к оптимальной плотности. В сети можно увидеть множество таблиц «рекомендованной» плотности в зависимости от климатических условий. Если жарко — ниже, если замерзает — выше. Об этих «верхних» и «нижних» угрозах рассказывалось в предыдущих параграфах. Поэтому изобретать велосипед не стоит, так как все эксперименты уже проведены производителями аккумуляторов, а рекомендуемая плотность указана в сопроводительной документации.

Рекомендуем: Как правильно отключить автомобильный аккумулятор: порядок действий

С новым сухим аккумулятором (сухим зарядом) все просто: заливается электролит комнатной температуры плотностью 1,28 г / см3 щенка. Через час концентрация упадет до 1,26–1,27 г / см куб. См, и аккумулятор будет готов к работе. Кроме того, в процессе зарядки / разрядки аккумулятора и в зависимости от температуры окружающей среды плотность раствора будет постоянно колебаться. Чем больше разряд, тем меньше плотность, уменьшается заряд, увеличивается плотность. В нормально функционирующем аккумуляторе соотношение между плотностью и степенью заряда и напряжения на выводах выражается следующими показателями:

  • 1265 кг / м2 щенка. — 12,6… 12,7 В — полностью заряжен;
  • 1225 кг / м2 щенка. — 12,3… 12,4 В — 75%;
  • щенок 1,190 кг / м2. — 12,0… 12,1 В — 50%;
  • 1,115 кг / м2 щенок. — 11,8… 11,9 В — 25%;
  • 1.120 кг / м2 щенок. — 11,6… 11,7 В — в разряженном состоянии;
  • менее 1120 кг / м2 щенка. — ниже 11,6 В — глубокий разряд.

Следует отметить, что все параметры аккумулятора, включая плотность и напряжение, сильно зависят от температуры. Следовательно, значения действительны только при 26,7 градуса Цельсия. Если вам нужно провести измерения при другой температуре окружающей среды, то вам также потребуется воспользоваться таблицей плотности электролита по температуре, которую легко найти в сети.

Обнаружив зависимость плотности от выходного напряжения аккумулятора, а значит, и от степени его заряда, несложно контролировать концентрацию электролита. Достаточно измерить напряжение на выводах отключенного аккумулятора любым вольтметром, затем измерить плотность и проверить соответствие.

Какая плотность должна быть в автомобильном аккумуляторе

Наиболее часто упоминаемое значение — 1,27 г / см3, но этот показатель сильно зависит от температурных условий в том или ином регионе. Например, на севере РФ показания градусника в зимний период часто опускаются до -35 º С, а для исключения замерзания воды плотность электролита необходимо поддерживать в пределах 1,30–1,35 г / г см3.

Другими словами, плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом не должна быть одинаковой, хотя подавляющее большинство автовладельцев не обращает на это внимания.

Мы уже выяснили, что показатель плотности электролита аккумулятора зимой должен быть выше.

А теперь посмотрим, что происходит с электролитом летом.

В жаркое время года жидкость подвержена испарению. Поскольку вода намного легче серной кислоты, она в основном испаряется, увеличивая плотность раствора. Конечно, этот процесс сопровождается снижением уровня электролита. Вот почему очень важно регулярно проверять его и доливать дистиллированную воду, чтобы снизить концентрацию кислоты.

Ниже представлена ​​сводная таблица рекомендованной плотности электролита в батарее в зависимости от региона:

Область Плотность, г / см3
Зима Лето
Юг России 1,25 1,25
Средняя линия 1,27 1,27
Север 1,29 1,27
Далеко на север 1,31–1,35 1,27

Советы и рекомендации

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Как показывает практика, время автономной работы (средняя цена) составляет 3-4 года, дорогие аналоги могут прослужить на 1-2 года дольше. К тому же такие показатели возможны только при соблюдении правил эксплуатации и ухода, а также при исправном состоянии оборудования.

В первую очередь важно не перезарядить аккумулятор или наоборот полностью разрядить его. Как правило, сильно подсаживать аккумулятор может сам хозяин. Также к разряду приводят электрические неисправности или ошибки подключения. Так или иначе, потребители «тянут» заряд, даже когда машина не используется, садится аккумулятор. Что касается перегрузки, то это может произойти из-за отказов реле-регулятора и т.д.

Как выбрать зарядное устройство
Также рекомендуем прочитать статью о том, как выбрать автомобильную зарядку. Из этой статьи вы узнаете о типах зарядных устройств, их особенностях, преимуществах и недостатках, а также о том, что лучше всего выбрать при покупке. В любом случае, если аккумулятор не требует обслуживания и / или старый (проработал более 3–4 лет), не стоит пытаться восстановить его работоспособность путем замены электролита. Часто в этом случае посуда уже осыпалась в банках (частично или полностью). Результат: аккумулятор не будет работать должным образом даже со свежим электролитом.

Часто, если электролит в аккумуляторе становится коричневым или коричневым, то в холодную погоду такой аккумулятор выйдет из строя. Если электролит почернел, пластины отвалились и в раствор попали частицы. Фактически поверхность пластин стала меньше. Получается, что даже после обслуживания и зарядки нужные характеристики АКБ получить невозможно. В этом случае лучше сразу заменить аккумулятор.

Как выполнять замер плотности электролита

Если вам интересно, как правильно проверить плотность батареи, то можно сказать, что такая работа не представляет особой сложности. Только помните, что банки внутри батареи не соединены между собой, поэтому вам следует проверить плотность в каждой из емкостей. Не переворачивайте аккумулятор вверх дном и смешивайте электролиты друг с другом для выравнивания плотности. Крышка аккумуляторного отсека и вилки должны быть чистыми и свободными от каких-либо загрязнений. Проверка плотности выполняется только на заряженном аккумуляторе, иначе показания этого измерения будут ошибочными.

Перед тем как проверить необслуживаемый аккумулятор на герметичность, его необходимо вынуть из автомобиля и хранить несколько часов при комнатной температуре. Оптимальный температурный диапазон для измерения плотности — 20-30 градусов.

Для измерения плотности вам понадобится ареометр, также называемый ареометром. В продаже можно найти множество ареометров, имеющих схожую конструкцию, но различающихся по стоимости. Выбирая такой прибор для измерения, необходимо провести его испытания на калибровочной жидкости, что позволит быть полностью уверенным в точности таких измерений.

Большинство ареометров имеют одинаковую конструкцию и обеспечивают необходимую точность. Все же не стоит покупать самые дешевые китайские образцы, так как их качество и точность измерений будут соответствовать стоимости.

Измерить плотность электролита с помощью ареометра несложно. Вам необходимо сделать следующее:

  • Наконечник ареометра очищен.

  • Его погружают в колбу для измерения.

  • Электролит берут грушей и наполняют ею колбу.

  • Подождите несколько минут, после чего проверьте показания.

  • Слейте электролит.

  • Аналогичная работа проделывается с каждой из банок в аккумуляторе.

Оптимальные показатели плотности электролита

При использовании аккумулятора и измерении плотности электролита следует учитывать, что показатели могут отличаться в зависимости от климата региона.

  • Для юга России оптимальная плотность 1,25.

  • Для средней полосы — 1,27.

  • Для севера — 1,29.

При изготовлении аккумуляторов в аккумулятор заливают стандартный электролит, который замерзает при температуре ниже 60 градусов и имеет плотность около 1,26-1,27 грамма на кубический сантиметр.

Если проведенное измерение показало увеличение плотности электролита, необходимо добавить в аккумулятор дистиллированную воду. Приобрести такой дистиллят можно на заправках или в специализированных магазинах. Запрещается использовать обычную водопроводную воду. Дистиллят добавляется на глаз, после чего снова проверяется плотность электролита.

Важный. Свинцовые пластины аккумулятора должны быть полностью погружены в жидкость. Исходя из этого, следует долить дистиллят или зарядить аккумулятор дальше.

Изменение плотности электролита внутри батареи происходит по естественным причинам. Однако если вы заметили, что аккумулятор быстро разряжается, а показания плотности буквально меняются через неделю после выравнивания и доливки дистиллята, это указывает на серьезные проблемы с аккумулятором, который вскоре потребуется заменить.

Доливка жидкости

Многие «светлые умы» настоятельно рекомендуют добавлять серную кислоту в случае сильного разряда аккумулятора, что недопустимо. Кислота не смешается с оставшейся жидкостью сразу, поэтому аккумулятор необходимо зарядить. Между тем, агрессивная жидкость будет интенсивно разъедать пластины, одновременно «съедая» активную массу — нанесенный на них порошок.

Это интересно: Лада 2109 1.5 16v — турбо группа!

Если добавить электролит, последствия будут не такими плачевными, но такая жидкость также негативно скажется на состоянии аккумулятора.

Рекомендуется доливать только воду. Исключение составляют случаи, когда необходимо заменить весь электролит, поскольку электролит в аккумуляторе больше не может заряжаться из-за его чрезвычайно низкой плотности.

Если плотность завышена, необходимо перекачать жидкость ареометром, а затем долить дистиллированную воду. Затем заряжайте слабым током, не забывая периодически проверять плотность электролита.

Если вам нужно заменить электролит, приготовьте новый. Для правильного приготовления дистиллированную воду сначала наливают в кислотоупорную стеклянную или пластиковую емкость, а затем в тонкую кислотную струю.

Добавляя кислоту небольшими порциями, необходимо часто проверять плотность электролита, доводя ее до нужного значения в зависимости от региона проживания и сезона.



Как пользоваться ареометром — подробная инструкция

Ареометр представляет собой стеклянную колбу (пипетку) с поплавком для измерения веса внутри (ареометр), на котором нанесены градуировки, указывающие значения от 1,1 вверху поплавка до 1,3, а также 1,32 г / мл внизу шкалы. На дне колбы находится тонкая трубка, которую можно легко опустить через отверстие для батареи в емкость для сбора электролита. Сверху на колбу помещается резиновая груша, с помощью которой раствор вливается в колбу.

Все способы проверить плотность электролита в АКБ
Все способы проверить плотность электролита в АКБ

Некоторые ареометры имеют несколько поплавков разного веса, которые плавают, когда воздушный шар наполнен. Плотность будет соответствовать поплавку, который частично колебался или не плавал первым после всплытия. Есть недорогие изделия из пластика разной формы, но принцип действия у них одинаковый.

Все способы проверить плотность электролита в АКБ
Все способы проверить плотность электролита в АКБ

Измерение ареометром проводится при температуре электролита +20… + 30 ° С. Если температура другая, необходимо внести поправки в показания ареометра.

Все способы проверить плотность электролита в АКБ
Все способы проверить плотность электролита в АКБ

Пользоваться ареометром настолько просто, что вы даже можете проверить плотность электролита в домашних условиях. Чтобы проверить плотность батареи, нужно сделать следующее:

  1. Подготовьте ареометр, установите прибор, если он разобран в чемодан.
  2. Подготовьте аккумулятор, открутите крышки от отверстий в крышках банок или снимите общую полосу с крышками.
  3. Подготовьте стеклянный или пластиковый сосуд с дистиллированной водой, чтобы промыть и продуть ареометр между измерениями.
  4. Опустите носик устройства в аккумуляторный отсек до соприкосновения с разделительными пластинами.
  5. Сожмите лампочку, чтобы выдавить из нее воздух.
  6. Освободите колбу, чтобы она приняла исходную форму, и вылейте электролит из аккумуляторного контейнера в колбу.
  7. Наполните колбу жидкостью, пока поплавок не всплывет.
  8. Визуально отметьте уровень плавающей шкалы на границе поверхности электролита в колбе. Значение, указанное на шкале, соответствует плотности электролита.
  9. Выдавите жидкость в аккумуляторный контейнер.
  10. Погрузите ареометр в емкость с дистиллированной водой и несколько раз промойте оставшийся в колбе электролит, нажав и отпустив грушу.

Все способы проверить плотность электролита в АКБ
Все способы проверить плотность электролита в АКБ

Следует добавить, что с помощью ареометра можно откорректировать плотность электролита добавлением дистиллированной воды или электролита плотностью 1,3 г / мл при необходимости в банках и замерах. Для выравнивания плотности в емкости после каждого добавления требуется только время, и эта регулировка выполняется на полностью заряженной батарее с температурой электролита примерно +25 ° C.

Можно ли измерить без ареометра

Вы не можете измерить плотность без ареометра. Но вы можете сами сделать ареометр, важнейшим элементом которого является измерение веса поплавка. Его можно сделать из полой пластиковой трубки, например соломинки для напитка, в которую помещается груз. Точность измерения будет зависеть от точности весов по весу и известной плотности измеряемых жидких стандартов. Сначала поплавок помещается в дистиллированную воду и на поплавке проводится линия окружности водной поверхности. Эта линия соответствует 1,0 г / мл. Затем поплавок помещают в купленный в магазине электролит с удельным весом, например, 1,3 г / мл. Линия поверхности электролита на поплавке будет соответствовать плотности 1,3 г / мл. Расстояние между двумя полученными значениями измеряется в мм и делится на разницу значений — 30. Теперь на поплавок можно наносить шкалу с любым шагом, но лучше для значений 1,27; 1,25; 1,23; 1,2; 1,15; 1.1.

Электролит можно брать обычной резиновой грушей в стеклянном стакане, куда помещается изготовленный плавучий груз.

Все способы проверить плотность электролита в АКБ
Все способы проверить плотность электролита в АКБ

Ареометр для проверки плотности

Проверка плотности батареи ареометром проводится в несколько этапов. Устройство имеет простую конструкцию, позволяющую определять плотность жидкости по принципу закона Архимеда. По внешнему виду устройство напоминает герметичную ампулу с нанесенной градуированной шкалой. Дробь и ртуть используются для калибровки ареометра. Прибор продается в комплекте с резиновой «колбой» и стеклянной мерной колбой, что позволяет отмерить раствор, не рискуя приборами

Этапы исследования электролитов

При работе с электролитом необходимо соблюдать меры индивидуальной защиты, использовать резиновые перчатки и резиновый фартук. Инструкции по проверке плотности батареи включают следующую процедуру:

  1. Аккумулятор очищен от пыли и грязи;
  2. Поместите агрегат на ровную поверхность;
  3. Снимите крышки с банок;
  4. Электролит собирают «грушей» и переливают в колбу;
  5. Плотномер для проверки плотности электролита
    Погрузите ареометр в жидкость.

Рекомендуется: Как правильно вставить аккумулятор в машину

Важным условием проведения процедуры является обязательная полная зарядка аккумулятора перед проверкой плотности электролита. Автовладелец должен учитывать, что процесс зарядки аккумулятора сопровождается выделением из баллончиков химически активных веществ — водорода и кислорода, сочетание которых может привести к взрыву. Принудительная вентиляция помещения поможет избежать неприятной ситуации. Время зарядки может составлять до 6 часов.

Как повысить плотность рабочего электролита

В случае, если после измерений будет обнаружено, что концентрация кислоты ниже требуемой, необходимо ее увеличить. Есть несколько способов сделать это:

  • зарядить аккумулятор;
  • полная замена раствора электролита на новый;
  • добавление более концентрированного раствора;
  • добавление кислоты.

Для работы могут понадобиться: мерный стаканчик, груша, паяльник, дрель. Все инструменты необходимо вымыть и просушить. Также вам следует иметь под рукой дистиллированную воду и электролит.

Если после серии поворотов напряжение не изменилось, как описано выше, следует начать с попытки подзарядить аккумулятор. За 10 часов аккумулятор заряжается током, в 10 раз меньшим его емкости. После этого он опускается вдвое и продолжает заряжаться еще 2 часа.

Если начальное напряжение после серии поворотов выше 14,4 вольт, в аккумулятор наливают воду и ставят на зарядку.

Если аккумулятор по-прежнему быстро разряжается, пора полностью заменить раствор. Для этого нужно откачать максимально возможное количество жидкости из каждой банки и аккуратно слить остатки. Для этого все отверстия устройства в корпусе полностью герметично закрываются. Затем ее укладывают набок и для каждой банки просверливают дренажные отверстия. Затем с них сливают жидкость.

Важно! Устанавливать аккумулятор на крышку категорически запрещено. В противном случае может произойти короткое замыкание. А это приведет к осыпанию поверхностей плит. После удаления старого электролита внутреннюю часть аккумулятора тщательно промывают дистиллятом. Затем просверленные отверстия заделывают паяльником до полной герметизации, и через предусмотренные для этого отверстия заливают новый раствор.

Как правило, можно увеличивать или уменьшать плотность для каждого отдельного баллона, добавляя раствор электролита с высокой концентрацией или дистиллированную воду.

Если плотность больше 1,18 г / см3, добавляют концентрированный раствор. Из бидона отбирается как можно больше жидкости, а половина заменяется концентратом. Его плотность должна быть выше необходимой для нормальной работы. Полученный раствор выливают обратно и аккуратно взбалтывают для перемешивания. Через непродолжительное время проводится проверка. Часто с первого раза не удается достичь требуемых значений. Таким образом, процедура повторяется, но заменяется только четверть исходной жидкости. До достижения результата действия повторяются каждый раз за счет уменьшения объема коробки передач в 2 раза. Если концентрация выше оптимальной, его просто разбавляют очищенной водой.

Если измерения показали значения ниже 1,18 г / см3, используется кислота. Выполните те же действия, что и при разбавлении концентратом, но замените меньшую часть, чтобы не превысить норму уже в первом цикле.

При приготовлении растворов в воду наливают кислоту, иначе велик риск разбрызгивания концентрата. Все работы выполняются в рабочей форме с защищенными руками и глазами.

Какие значения плотности электролита считают нормой?

Прежде чем приступить к измерению плотности электролита, необходимо узнать ее нормальное значение для полноценного функционирования аккумулятора. При производстве аккумуляторов на заводах их заливают электролитом со средней плотностью 1,26–1,27 г / см3. В общем, этого достаточно для начала его работы. Но следует учитывать, что со временем этот показатель меняется и его необходимо возвращать к оптимальным значениям. Основным фактором, определяющим значение плотности электролита, являются температурные условия эксплуатации автомобиля. Если речь идет о регионах с холодным макроклиматом, то он должен составлять 1,27-1,29 г / см3, если речь идет о средней полосе, то значение снижается до 1,25-1,27 г / см3, в теплых регионах 1,23 — 1,25 г / см3. Понятно, что чем ниже температура, при которой работает аккумулятор, тем большая плотность электролита требуется для его нормальной работы.

Помощь При изготовлении заливочного компаунда рекомендуется начинать с самых низких значений допустимого диапазона. Также учитывается, что есть электролиты натрия и калия и они используются в разных пропорциях.

Как проверить АКБ в домашних условиях

Эксплуатация автомата должна сопровождаться периодической проверкой состояния аккумуляторной батареи. Как было сказано выше, повышение концентрации серной кислоты в канистрах отрицательно сказывается на характеристиках аккумулятора. Специалисты автосервиса рекомендуют проверять техническое состояние аккумулятора каждые 15-20 тысяч километров. Диагностика может быть проведена следующим образом:

  1. Осмотрите аккумуляторный отсек на предмет механических повреждений и пятен.
  2. Визуально оцените уровень электролитной жидкости. Он должен возвышаться на 1,3 см над краем банок.
  3. Измерить плотность электролита измерительным прибором.

Иногда заряд может быть уменьшен из-за ослабления ремня привода генератора. Поэтому автовладельцам рекомендуется регулярно проверять свое напряжение самостоятельно или в сервисном центре.

Измерения с помощью ареометра

Как упоминалось выше, плотность вещества электролита в батарее измеряется ареометром. Перед проведением измерений необходимо оценить уровень специальной жидкости в каждой пластине аккумулятора и откорректировать его очищенной водой. Далее необходимо полностью зарядить аккумулятор и запустить тест, руководствуясь следующим алгоритмом:

  1. Положите аккумулятор на ровную поверхность.
  2. Снимите колпачок с крышки бака.
  3. Погрузите ареометр в жидкий электролит и всасывайте его в прибор с помощью резинового наконечника.
  4. Соберите достаточно реагента, чтобы переместить поплавок.
  5. Измерьте плотность ареометром, руководствуясь показаниями определенной шкалы.
  6. Запишите полученный результат и повторите процедуру для остальных пластин.
  7. Сравните полученные данные со стандартными значениями.

Ареометр

что интересно, значения во всех банках должны быть одинаковыми. Если измерение показало, что плотность в отдельных пластинах низкая, следует проверить аккумулятор на предмет повреждений или короткого замыкания между банками. Низкая плотность во всех контейнерах может указывать на то, что аккумулятор сильно разряжен или изношен. Эксплуатация авто с таким аккумулятором будет затруднена.

Можно ли провести измерения без ареометра

проведение испытаний с жидким электролитом без специального измерительного прибора невозможно. При этом ареометр можно сделать своими руками, заранее подготовив плавающую гирю. Чтобы сделать устройство своими руками, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Подготовьте полую пластиковую трубку, например соломинку.
  2. Подготовленную поплавок погрузите в очищенную воду, отметив на ней уровень жидкости. Эта отметка будет соответствовать 1 г / мл.
  3. Погрузите поплавок в новый жидкий электролит с правильным удельным весом, например 1,4 г / см3.
  4. Отметьте место контакта электролита с поплавком, затем отметьте расстояние между двумя доступными значениями.

Самодельный плотномер

Для отбора жидкости электролита можно использовать резиновую грушу. Как вариант, вместо поплавка можно использовать обычный стакан.

Проведение измерений на необслуживаемой батарее

Проблемой измерения плотности электролита в необслуживаемых аккумуляторах является отсутствие открученных крышек. Однако при производстве батарей производители используют отверстия, которые впоследствии закрываются одноразовыми заглушками. При необходимости их можно разобрать или просверлить, превратив необслуживаемую батарею в полезную.

примечательно, что после ухода за аккумулятором отверстия необходимо безопасно заделать. Это делается с помощью пластика, так как он плавится и легко прилипает к любому материалу. Поэтому, даже если полностью снять колпачки невозможно, их можно проткнуть, заклеить пластиком после обслуживания.

Видео с проведением измерений электролитической жидкости

Чтобы понять, как измеряется плотность электролита в аккумуляторе, достаточно ознакомиться с видео ниже:

В этом видео демонстрируется процесс измерения ареометром. Как уже говорилось выше, аналогичную процедуру можно проделать самодельным измерительным инструментом.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе

Измерения проводятся при температуре 20-25 градусов с использованием СИЗ (защитные очки, перчатки, фартук или защитный костюм). Устройство для измерения плотности электролита называется ареометром и его можно купить в любом автомагазине. По сути, это обычный ареометр, шкала которого откалибрована для измерения характеристик электролитической жидкости.

Измерение плотности электролита
Измерение плотности электролита

Алгоритм правильного измерения плотности электролита на предварительно загруженной батарее следующий:

  • откручиваем колпачки;
  • поочередно погружайте ареометр в банки;
  • оцениваем показания устройства исходя из рисков по шкале, следя за тем, чтобы устройство не касалось стенок аккумулятора;
  • записываем показания для каждой банки.

Если в одном из разделов значение не соответствует стандартным показателям, оно исправляется.

Нормативные показатели электролитической плотности

Наверняка многим автомобилистам, знакомым с проблемами поддержания работоспособности аккумуляторов, известен показатель 1,27 г / см3. Это оптимальная плотность, при которой кислотные батареи могут максимально увеличить свою емкость.

Но это значение верно не для всех типов аккумуляторов и их деловых целей. Кроме того, оптимальная плотность зависит от температуры, при которой аккумулятор должен работать. Поэтому оптимальные значения зимой и летом будут немного отличаться.

Назначение свинцово-кислотных аккумуляторов

  • Стартерные батареи предназначены для обеспечения максимально возможного тока при запуске нескольких двигателей. Это, в первую очередь, автомобильные аккумуляторы. Стандартная плотность для них 1,26 — 1,28 г / см3.
  • Тяговые аккумуляторы должны обеспечивать длительную работу электродвигателей постоянного тока. Одно из их применений — электромобили и другие электромобили. Наилучшее значение плотности электролита для этих аккумуляторов также находится в диапазоне 1,26 — 1,28 г / см3.
  • Стационарные аккумуляторы используются для питания любых электрических цепей и устройств. Обычно они находятся в одном и том же месте комнаты. Для них рекомендуется пониженное значение 1,22 — 1,24 г / см3.

Зависимость от температуры работы

Меняется температура окружающей среды — изменяются и значения плотности кислого водного раствора. При повышении температуры способность аккумулятора накапливать заряд увеличивается примерно на 1% с каждым градусом. Конечно, эта способность уменьшается с понижением температуры. Поэтому рекомендуется хранить аккумулятор с высокими значениями плотности в холодную погоду и снижать эти показатели в жаркую погоду.

Работоспособность аккумулятора при разных температурах в зависимости от плотности

Конечно, никто не столкнется с переменами с каждым прыжком во времени. Незадолго до наступления холодов полезно немного увеличить плотность батареи, а перед летним сезоном снизить ее. Кроме того, существуют стандарты оптимальной плотности для территорий с разным климатом. Эти нормативные значения следует соблюдать круглый год, за редкими исключениями. Для нескольких регионов нормальным считается:

  • В холодном климате 1,27 — 1,30 г / см3
  • В центральной полосе 1,25 — 1,28 г / см3
  • В жарких районах 1,22 — 1,25 г / см3

Более подробно эти стандарты указаны в таблице.

Стандартные значения плотности электролита аккумулятора для различных температурных режимов

Как поднять плотность электролита

Если соотношение кислоты и воды ниже нормы, в раствор добавляется готовый электролит, при необходимости откачивая лишнюю жидкость.

Опишем последовательность действий по самостоятельному увеличению плотности электролита:

  • разряжаем аккумулятор (желательно не принудительно — длительно поработав двигатель, а включив на длительное время один из мощных потребителей, например фары);
  • если уровень ниже нормы, просто добавляем уже готовый электролит, иначе сначала перекачиваем часть жидкости;
  • после доливки дать раствору перемешаться (достаточно 5-6 часов);
  • заряжаем аккумулятор минимальным током, после чего ждем 120 минут, чтобы концентрация электролита выровнялась во всех банках;
  • производим замеры плотности, при необходимости повторяем процедуру.

При падении плотности раствора электролита ниже 1,17 г / см3 ее коррекция добавлением готового электролита будет неэффективной; в этом случае низкий уровень кислотности можно повысить, добавив более концентрированный раствор серной кислоты, приготовленный вручную.

Как правильно измерять?

Процесс измерения несложный и проводится в следующем порядке:

  1. Опустите наконечник в первую открытую лунку, сожмите резиновую грушу и втяните электролит в колбу.
  2. Держа ареометр вертикально и не вынимая его из отверстия, следите за тем, чтобы поплавок не касался стенок колбы.
  3. Сохраните показания и выдавите кислотный раствор в аккумулятор.
  4. Повторите операцию с оставшимися банками.

Измерение плотности электролита ареометром

Совет. Держите под рукой тряпку, чтобы очистить наконечник электролита после его извлечения из следующей лунки. Используйте резиновые перчатки: жидкость вызывает коррозию и при контакте может разъедать кожу.

При измерении плотности электролита в батарее записывайте показания для каждой секции. Чтобы освободить руки, аккуратно положите ареометр на тряпку. По окончании измерений тщательно промойте стеклянные части прибора проточной водой и приступайте к анализу результатов.

Можно ли проверить уровень и плотность электролита в необслуживаемом аккумуляторе

Проверьте уровень и плотность электролита в необслуживаемой батарее по специальным индикаторам, которыми оснащены батареи. Эти метки меняют цвет в зависимости от плотности и степени заряда электролита. Чтобы провести такую ​​проверку, нужно найти индикатор на корпусе, очистить его от пыли и грязи и оценить его цвет.

Затем следует сравнить показания индикатора с соответствующей шкалой, при этом, как правило:

  • зеленый цвет говорит о том, что с аккумулятором все в порядке, уровень электролита и заряд в норме;
  • белый — сообщает о слабом заряде и необходимости подключения зарядного устройства;
  • если индикатор красный, это означает, что кислотность электролита повысилась, а уровень воды снизился.

Шкала индикатора заряда батареи

проверить уровень и плотность рабочего раствора на аккумуляторах без индикатора можно по такому алгоритму:

  1. С помощью дрели просверливают шесть маленьких отверстий в краю крышки и отверстие небольшого диаметра. Через них пользователь сможет получить доступ к каждому банку, поэтому расстояние между ними должно быть адекватным. Перед сверлением автовладелец должен очистить аккумулятор.
  2. Уровень жидкости проверяется визуально и при необходимости доливается. Для восполнения объема используется дистиллированная вода. С помощью ареометра диагностируется плотность рабочего раствора.
  3. После проведения проверок пользователю необходимо будет восстановить пломбу. Сделать это можно с помощью силиконового герметика или холодной сварки. Чтобы во время работы материал не попал внутрь аккумулятора, необходимо расправить ту часть пластика, которая была раздавлена ​​при изготовлении отверстия. Сделать это можно с помощью самодельного металлического крючка.

важно знать

Если корпус аккумулятора поврежден, на устройство больше не распространяется гарантия. Если пользователь допустит ошибку во время выполнения, продолжительность будет сокращена. Например, скопившаяся в банках грязь сократит срок хранения и разрушит установленные внутри пластины.

В чём опасность высокой и низкой плотности

Не все автомобилисты знают, что именно влияет на плотность раствора электролита, содержащегося в аккумуляторе, и как его изменение может повлиять на аккумулятор.

Фактически, как низкая, так и высокая плотность электролита могут положить конец батарее и привести к необходимости ее замены.

При концентрации выше допустимой нормы аккумулятор преждевременно выходит из строя. Кислота постепенно начинает разрушать пластины.

Низкая концентрация тоже не есть хорошо. В этом случае происходят следующие процессы:

  • Сульфатион. Это процесс образования белого твердого покрытия на свинцовых пластинах. Из-за этого аккумулятор просто не заряжается.
  • Увеличился морозильный порог. Если в составе мало кислоты, раствор может начать кристаллизоваться даже при -5 градусах Цельсия. Ледяная корка деформирует внутренние компоненты, и на пластинах могут возникнуть короткие замыкания.
  • Двигатель не запускается должным образом. В основном это проявится зимой.

Как видите, последствия изменения плотности разные, но все они ни к чему хорошему для автовладельца не приводят.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://akbvavto.ru/maintenance/kak-podnyat-plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore.html
  • https://kangen.ru/raznoe/kak-proverit-plotnost-elektrolita.html
  • http://KrutiMotor.ru/kak-proverit-plotnost-akkumulyatora-i-povysit-ili-ponizit-plotnost-akb/
  • https://cartechnic.ru/articles/kak_proverit_plotnost_elektrolita_akkumuljatora
  • https://SevenTools.ru/instrumenty/kak-proverit-plotnost-akkumulyatora-areometrom.html
  • https://Acums.ru/akkumulyatory/kak-proverit-plotnost
  • https://ProAkkym.ru/avto/proverit-plotnost-akkumuljatornoj-batarei
  • https://msmetall.ru/metalloobrabotka/kak-zamerit-plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore.html
  • https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/teh-zhidkosti/kak-samostoyatelno-proverit-plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore
  • https://ProAvtoMaster.com/remont/plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore
  • https://TechnoSova.ru/cifrovaja-tehnika/akkumulyatory/proverka-plotnosti-norma/
  • https://autochainik.ru/kak-proverit-plotnost-elektrolita.html
  • https://kodobd.top/kak-proverit-plotnost-akkumulyatora/
  • https://remam.ru/elektrik/kak-proverit-plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore.html

[/spoiler]