Устройство и принцип работы датчика положения распредвала

Что представляет из себя датчик положения распределительного вала

ДПРВ означает датчик положения распределительного вала. Другие названия: датчик Холла, датчик фазы или CMP (английская аббревиатура). Из названия понятно, что он задействован в работе газораспределительного механизма. Точнее, система рассчитывает идеальный впрыск топлива и момент зажигания на основе своих данных.

появление ДПРВ
появление ДПРВ

В этом датчике используется опорное напряжение питания 5 В, а его чувствительным элементом является датчик Холла. Он не определяет момент впрыска или зажигания, а только предоставляет информацию о том, когда поршень достигает ВМТ в первом цилиндре. На основании этих данных рассчитывается время и продолжительность закачки.

В своей работе ДПРВ функционально связан с датчиком положения коленчатого вала (ДПКВ), который также отвечает за исправное функционирование системы зажигания. Если по какой-то причине возникнет неисправность датчика распредвала, будет учтена информация с датчика коленвала. Сигнал от ДПКВ важнее всего в работе системы зажигания и впрыска, без него двигатель просто не будет работать.

DPRV используется во всех современных двигателях, в том числе в двигателях внутреннего сгорания с изменяемыми фазами газораспределения. В зависимости от конструкции двигателя он устанавливается в ГБЦ.

16 инструментов, назначение которых поймет не каждый

Статьи

ДПРВ – принцип работы

Эдвин Холл — американский физик, на эффекте которого основан принцип действия этого контроллера. Второе название таких устройств — датчики Холла.

Что регистрирует сам датчик распредвала? Система управления состоит из двух основных элементов: магнитного поля, расположенного в корпусе, и реперной точки, расположенной на валу распределителя зажигания. Момент изменения магнитного поля наступает, когда металлический зуб проходит близко к датчику. Сигнал о замыкании магнитного поля передается в «мозговой» центр управления ДВС, позволяющий рассчитать идеальный момент впрыска и воспламенения топливовоздушной смеси.

В случае дизельных двигателей внутреннего сгорания система предназначена для подачи сигнала о достижении поршнями ВМТ.принцип работы ДПРВ

Коды ошибок датчика положения распределительного вала CMP

Общие коды неисправности CMP

Причина ошибки датчика распредвала

P0340 CMP

Нет сигнала от датчика распредвала

P0341 CMP

Неправильные фазы газораспределения

P0342 CMP

Низкий уровень сигнала цепи датчика распределительного вала

P0343 CMP

Цепь датчика распредвала: высокий уровень сигнала

p0344 CMP

Нестабильный сигнал от датчика распределительного вала (прерывистый сигнал)

Устройство датчика положения распредвала

Как уже было сказано, датчик работает на основе эффекта Холла. Этот эффект был открыт в 19 веке одноименным ученым. Он заметил, что если пропустить постоянный ток через тонкую фольгу и поместить в поле действия постоянного магнита, то на других его концах образуется разность потенциалов. То есть под действием магнитной индукции часть электронов отклоняется и образует небольшое напряжение (напряжение Холла) на других краях пластины. Используется как сигнал.

фото 3
фото 3
Эффект Холла

Точно так же устроена ДПРВ, но только в более продвинутой форме. Он содержит постоянный магнит и полупроводник, к которому подключены четыре контакта. Напряжение сигнала поступает на небольшую интегральную схему, где оно обрабатывается, а обычные контакты (два или три) уже выходят из самого корпуса датчика. Корпус сделан из пластика.

фото 4
фото 4
Устройство датчика Холла

основа надежной работы инжекторного двигателя

Фазовый датчик — основа надежной работы инжекторного двигателя В современных инжекторных и дизельных двигателях используются системы управления с множеством датчиков, контролирующих десятки параметров. Среди датчиков особое место занимает датчик фазы, то есть датчик положения распредвала. О функциях, устройстве и работе этого датчика читайте в статье.

Что такое датчик фазы

Датчик фаз (DF) или датчик положения распределительного вала (DPRV) — это датчик для системы управления бензиновых и дизельных двигателей с впрыском, который контролирует положение газораспределительного механизма. С помощью DF определяется начало рабочего цикла двигателя для его первого цилиндра (при достижении ВМТ) и реализуется система поэтапного впрыска. Этот датчик функционально связан с датчиком положения коленчатого вала (ДПКВ): электронная система управления двигателем использует показания обоих датчиков и на их основе генерирует импульсы для впрыска топлива и зажигания в каждом цилиндре.

DF используются только в бензиновых двигателях с распределенным впрыском и некоторых типах дизельных двигателей. И именно благодаря датчику проще всего реализуется принцип поэтапного впрыска, т.е впрыск топлива и зажигание для каждого цилиндра в зависимости от режима работы двигателя. В карбюраторных двигателях DF не требуется, так как подача топливовоздушной смеси в цилиндры осуществляется через общий коллектор, а воспламенение регулируется через распределитель или датчик положения коленчатого вала.

DF также используется на двигателях с системой изменения фаз газораспределения. При этом используются отдельные датчики распределительных валов, управляющие впускными и выпускными клапанами, а также более сложные системы управления и их алгоритмы.

Конструкция датчиков фазы

В настоящее время используются ПФ, основанные на эффекте Холла, появлении разности потенциалов в полупроводниковой пластине, через которую протекает постоянный ток, при помещении в магнитное поле.

Датчики на эффекте Холла реализовать довольно просто. За основу берется квадратная или прямоугольная полупроводниковая пластина, на четырех сторонах которой соединены контакты: два входа — для подачи постоянного тока и два выхода — для снятия сигнала. Для удобства эта конструкция выполнена в виде микросхемы, которая установлена ​​в корпусе датчика вместе с магнитом и другими деталями.

Датчики фазы бывают двух конструктивных типов:

— Резьба;

— Конец (аукцион).

Щелевой датчик

Концевой датчик

Щелевой датчик фазы имеет П-образную форму, в его сечении имеется ориентир (маркер) распределительного вала. Корпус датчика разделен на две половины: одна содержит постоянный магнит, вторая содержит чувствительный элемент, и обе части содержат магнитопроводы особой формы, которые обеспечивают изменение магнитного поля при превышении эталонного значения.

Концевой датчик имеет цилиндрическую форму, перед его концом проходит репер распределительного вала.
В этом датчике чувствительный элемент расположен на торце, над ним находится постоянный магнит и магнитопроводы.

Здесь следует отметить, что датчик положения распределительного вала является интегральным, то есть он сочетает в себе описанный выше чувствительный элемент, который генерирует сигнал, и вторичный преобразователь сигнала, который усиливает сигнал и преобразует его в удобную форму для обработки с помощью электронная система управления. Преобразователь обычно интегрируется непосредственно в датчик, что значительно упрощает установку и настройку всей системы.

Эффект Холла и конструкция ДПРВ

Как уже было сказано, датчик работает на эффекте Холла. Этот эффект был открыт в 19 веке одноименным ученым. Он заметил, что если постоянный ток протекает через тонкую фольгу и помещается в поле действия постоянного магнита, на других его концах создается разность потенциалов. Это означает, что под действием магнитной индукции некоторые электроны отклоняются и создают небольшое напряжение на других краях пластины (напряжение Холла). Используется как сигнал.

эффект Холла
эффект Холла

ДПРВ организована таким же образом, но только в усовершенствованном виде. Он содержит постоянный магнит и полупроводник, к которому подключены четыре контакта. Сигнал поступает на вход интегральной схемы, где обрабатывается, а затем поступает на выходные контакты датчика, которые расположены на корпусе датчика. Сам корпус сделан из пластика.

Принцип работы датчика и виды

В датчике используется активный элемент Холла, расположенный между специальными зубьями вала и постоянным магнитом. Когда зуб проходит через элемент Холла, под действием магнитного поля появляется электродвижущая сила. Вращение вала генерирует постоянные импульсы, которые усиливаются и передаются в электронный блок управления автомобиля. Система благодаря данным отправителя выбирает подходящий момент для впрыска и воспламенения топливной смеси. Промышленность производит три основных типа таких датчиков:

  • Магнитный (индуктивного типа). Воспользуйтесь магнитным полем и пропустите через него металлический столб (маркер). Обычно у продуктов всего два контакта.
  • Датчики Холла. Регистрируется изменение магнитного поля вокруг датчика. Конструктивно у них 3 контакта.
  • Оптический. Они имеют в конструкции фотоэлемент, который регистрирует наличие или отсутствие светового луча.

Большинство автомобилей имеют датчики первых двух типов. Последние (оптические) используются очень редко. Теперь вы знаете, что основная функция такого устройства — фиксировать ступени впрыска топливной смеси по цилиндрам.

Принцип действия датчика распредвала

Функционально датчик распредвала плотно соединен с датчиком вращения коленчатого вала. В датчике распределительного вала установлен постоянный магнит, который создает магнитное поле. Изменение напряжения происходит в полупроводнике.

Когда контрольная точка закрывает воздушный зазор, магнитное поле изменяется. Ориентир (это металлический зуб, штифт), который находится на синхронизирующем диске, прикрепленном к распредвалу, или на шестерне распредвала.

Фото схемы подключения датчика положения распредвала

Блок управления двигателем, получая сигналы от датчика распределительного вала, считывает положение поршня 1-го цилиндра в ВМТ, после чего система управления обеспечивает последовательный впрыск топлива и зажигание смеси в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя.

Принцип работы датчика автоматически дает ответы на вопросы о том, где находится датчик распредвала и за что отвечает датчик распредвала.

На фото: положение датчика распредвала

Что будет, если выйдет из строя датчик распредвала? Контрольная лампа загорается, и блок управления переключает синхронизацию из режима впрыска по времени в режим ожидания. Это означает, что топливо подается во все цилиндры одновременно. В результате увеличивается расход топлива. Единственный выход — замена неисправного датчика распредвала.

Мнение эксперта Руслан Константинов Автомобильный эксперт. Окончил ИрГТУ им. М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-машинно-технологических комплексов». Более 10 лет профессионального опыта в ремонте автомобилей. Проблемы с датчиком положения распредвала не могут быть определены визуально, а для проверки устройства требуется специальное оборудование. Однако неисправность датчика легко определяется компьютерной диагностикой; если у вас на смартфоне есть специальный адаптер и приложение, вы можете самостоятельно диагностировать и выявить неисправность.

Обычно проблемы с ДПРВ возникают из-за неисправности датчика (короткое замыкание, износ зубцов диска), либо из-за высокой температуры (при систематическом перегреве двигателя), и даже если датчик сместился из-за поломка креплений. Неисправности датчика характеризуются симптомами, которые теоретически могут указывать на другие неисправности в работе ДВС:

  • повышенный расход топлива;
  • eCM находится в аварийном режиме;
  • на приборной панели загорается «Check Engine.

Кроме того, многие автомобилисты сталкиваются с потерей мощности (машина просто не может разогнаться), двигатель может глохнуть, в выхлопной трубе появляются хлопки и т.д. Пропадает, если двигатель выключить и перезапустить. На некоторых автомобилях неисправности датчика положения распределительного вала могут негативно сказаться на искрообразовании, в результате двигатель вообще не сможет запуститься.

Как правильно выбрать сверло: для металла, стекла, плитки, дерева, кирпича или бетона

Статьи

Что означает код P0340?

В зависимости от частоты вращения двигателя и нагрузки, ECM регулирует время и количество впрыска топлива, угол зажигания и, в случае двигателей с регулируемыми фазами газораспределения (VVT), регулирует впускные и выпускные клапаны.

ЭБУ использует два основных датчика времени и положения: датчик положения коленчатого вала (CMP) и датчик положения распределительного вала (CMP). Если двигатель, оборудованный VVT, имеет два блока цилиндров, будет два датчика положения распределительного вала.

DPRV реагирует на звездочку распределительного вала, передавая постоянную информацию о ее скорости и положении в ЭБУ. Конечно, датчик расположен на двигателе, обычно где-то на головке блока цилиндров, поэтому он передает данные по проводам.

Если ЭБУ обнаруживает обрыв сигнала DPRV, он срабатывает код P0340 или P0345 — неисправность цепи датчика положения распределительного вала.

Если у вашего двигателя только один DPRV (четырехцилиндровый двигатель), единственный доступный код — P0340.

Двигатель V6 или V8 вместо этого имеет два блока, банк 1 и банк 2, и, следовательно, будет иметь два VCT, поэтому код P0345 будет относиться к банку 2.

Датчик A указывает на неисправность в цепи датчика положения распределительного вала относительно распредвала впускных клапанов. Коды датчика B относятся к выпускному распредвалу.

Как работает и как устроен датчик фаз

Датчик фазы ВАЗ
Итак, если рассматривать указанный датчик отдельно, он по конструкции похож на многие автомобили. Другими словами, датчик распредвала ВАЗ 2114 по функционалу и назначению не будет сильно отличаться от любой иномарки аналогичного класса.

Датчики на эффекте Холла сегодня активно используются. Этот эффект заключается в том, что в полупроводниковой пластине возникает разность потенциалов, когда через нее протекает постоянный ток и помещается в магнитное поле.

Сам датчик Холла относительно прост: квадратная или прямоугольная полупроводниковая пластина, с четырех сторон которой соединены контакты (пара входов для подачи постоянного тока и пара выходов для передачи сигнала). Вся конструкция выполнена в виде небольшой микросхемы, заключенной в корпус вместе с магнитом и дополнительными элементами.

Фазовые датчики бывают двух типов:

  • щелевой датчик;
  • стержневой или концевой датчик;

Щелевой датчик имеет форму буквы П; индикатор распредвала (эталон) проходит через сечение. Корпус можно разделить на две части (одна содержит постоянный магнит, а другая — чувствительный элемент). И в первой, и во второй части установлены магнитопроводы особой формы, реализующие изменение магнитного поля в момент прохождения маркера.

Датчик конца выполнен в виде цилиндра, индикатор распредвала проходит перед торцом. В датчике этого типа чувствительный элемент установлен на торце, над ним находится постоянный магнит и магнитопроводы.

Вы также можете добавить, что DPRV представляет собой встроенный датчик, который сочетает в себе чувствительный элемент (преобразователь сигнала) и преобразователь-усилитель, который подает сигнал, пригодный для обработки, в ЭБУ. Преобразователь встроен в датчик, что упрощает установку и настройку системы

  • Поехали дальше. Что касается принципа работы, то датчик работает практически одинаково на разных автомобилях (например датчик распредвала 2114). Такой датчик работает в паре с диском (основным диском), который находится на распредвале. Указанный диск может иметь справочный банк, имеющий ту или иную конструкцию. Основная задача: во время работы маркер должен проходить перед датчиком (проход также может быть реализован в пространстве датчика).

При прохождении перед датчиком маркер закрывает выходящие из него магнитные линии, это изменяет магнитное поле, которое пересекает чувствительный элемент. В свою очередь, датчик способен генерировать электрический импульс. Этот импульс усиливается, а затем модифицируется (преобразуется), после чего полностью конечный выходной сигнал подается на ЭБУ от силовой установки.

Обратите внимание, что щелевой и конечный датчики имеют разные мастер-диски с точки зрения дизайна. Рифленый датчик принимает диск с воздушным зазором. В этой схеме предполагается, что управляющий импульс генерируется при прохождении промежутка. Конечный калибр означает, что с ним используется зубчатый диск (зубчатый приводной диск). Также можно использовать короткие тесты. В свою очередь, управляющий импульс создается при пересечении контрольной точки.

На двигателях с инжектором диск и датчик фазы расположены так, что импульс от ДПРВ формируется при прохождении ВМТ через первый цилиндр. При этом сигнал выдает ДПКВ, после чего система учитывает показания этих датчиков. Кроме того, ЭБУ отправляет сигналы на впрыск топлива и зажигание с учетом порядка работы цилиндров ДВС.

Синхронная работа ДПРВ и ДПКВ позволяет гибко отслеживать любые изменения частоты вращения коленчатого вала и режима работы двигателя, а также обеспечивать точный впрыск топлива и точную работу системы зажигания.

Кстати, что касается дизельных двигателей, система работает так же, но есть одна отличительная особенность. Система отслеживает положение поршня в каждом отдельном цилиндре. Для реализации этой функции на основном диске есть несколько основных и дополнительных маркеров-бенчмарков, которые отличаются друг от друга по ширине.

Когда система работает, по разным маркерам можно определить, в каком из цилиндров поршень находится в ВМТ. В свою очередь, взяв за основу эти данные, ЭБУ проверяет работу форсунок.

Проверка работоспособности датчика положения распредвала без диагностики

В первую очередь нужно выяснить, где на вашей модели автомобиля находится датчик фазы. Вы не сможете найти эту информацию в инструкции по эксплуатации; Требуется документация по ремонту и техническому обслуживанию. Для примера посмотрим на фото расположения ДПРВ в подкапотном пространстве ВАЗ 2112:

Должность

Овальный разъем с тремя контактами в центре рисунка.

Проверка фазового датчика начинается с внешнего осмотра. Перед снятием датчика необходимо убедиться в исправности корпуса, разъема и отсутствия следов ожогов и технических жидкостей. Поскольку устройство находится под капотом и не защищено от внешних воздействий, причиной неисправности может стать банальный обрыв одного из проводов.

Неисправность

Даже если проводка в порядке, рекомендуется проверить ее мультиметром в области от разъема датчика до блока ЭБУ двигателя. Соединив клеммы тестера с контактами разъемов, попросите помощника переместить кабель, чтобы найти скрытые обрывы. Затем необходимо проверить чистоту контактов: они могут окислиться.

Еще одна причина неисправности, которая четко не проявляется — наличие постороннего импульсного сигнала, влияющего на передачу информации по дата-кабелю. Это могут быть импульсы от проводов управления форсунками или от высоковольтных проводов свечей зажигания. Для исключения негативного воздействия необходимо привести проводку всех кабелей в моторном отсеке по штатной схеме. В цепь ДПРВ нельзя подключать посторонние кабели, особенно нестандартными устройствами: блок управления ксеноном, парктроник, дополнительный звуковой сигнал. Индукции от этих устройств сложно диагностировать, но они могут отрицательно сказаться на работе фазового датчика.

Устранение неисправностей датчика распределительного вала (CMP).

Если компьютер вашего автомобиля обнаружил ошибку датчика и активировал на приборной панели значок «Проверить двигатель», вы легко сможете сами узнать «код ошибки», что привело к появлению световой индикации на приборной панели. Для этого советуем каждому из водителей приобрести недорогой набор специфического диагностического оборудования для компьютерной диагностики. Если вы не можете позволить себе купить этот диагностический сканер для автомобиля, обратитесь в любой дешевый автодиагностический сервис, где они прочитают «код неисправности» с компьютера вашего автомобиля.

После того, как вы узнаете из «кода неисправности», что в вашем автомобиле неисправен датчик распределительного вала или связанные с ним компоненты, вам следует провести несколько простых тестов. Напомните друзьям, что «код» неисправности, указывающий на возможную неисправность датчика положения распределительного вала, не обязательно означает, что сам датчик CMP вышел из строя на автомобиле. Ведь возможно, что причина неисправности не в самом датчике, а в разъеме датчика, или есть повреждение подключенных к нему проводов, и возможно, что компоненты, непосредственно подключенные к нему, вышли из строя порядка.

правда, друзьям нужно помнить, чтобы точнее установить, нормально ли работает датчик распредвала, для этого необходимо провести (пожалуй) не малый объем диагностики. Особо необходимо учесть следующее, для проверки эффективности сигнала датчика CMP в некоторых случаях может потребоваться специальное оборудование, без которого будет сложно установить причину неисправности.

Однако вы можете выполнить несколько простых проверок самостоятельно с помощью цифрового мультиметра (DMM):



Сначала проверьте электрический разъем на датчике фаз газораспределения и состояние проводов. Отсоедините разъем и проверьте, нет ли следов ржавчины или мусора. Например, такое же топливо. Все это может помешать хорошему контакту для передачи электричества.
Затем проверьте наличие повреждений проводов, например обрывов проводов, следов плавления этих проводов от близлежащих горячих поверхностей.

Самое главное, убедитесь, что провода датчика распределительного вала не касаются свечей зажигания или катушек зажигания, что может мешать датчику передавать правильный сигнал.


— После вышеуказанных проверок используйте цифровой мультиметр, который может проверить напряжение переменного тока (AC) или постоянного тока (DC) в зависимости от конкретного типа датчика распределительного вала, который вы используете в своем автомобиле.

Кроме того, перед тестированием вам необходимо установить правильные электрические параметры на мультиметре для определенного типа датчика CPM. Обычно такая информация указывается в руководстве по ремонту и обслуживанию автомобилей.

— Некоторые датчики распредвала позволяют создать разветвитель электрической цепи датчика CMP, это делается для считывания сигнала непосредственно с самого датчика, пока он работает в автомобиле.

Если ваш тип датчика не позволяет подключать к нему выводы мультиметра, вы можете просто отсоединить разъем от датчика и подключить медный провод, вставив его в каждый разъем датчика.

затем вы можете повторно подключить разъем к датчику, стараясь не закоротить сами провода во время теста. Если вы используете (применяете) этот метод, не забудьте заизолировать провода изолентой.

Тестирование двухпроводного датчика распредвала.

— Если датчик распредвала вашего автомобиля имеет два провода, это означает, что производитель автомобиля установил на автомобиль датчик CMP магнитного типа. В этом случае необходимо установить на мультиметре «Напряжение переменного тока».

— Попросите помощника повернуть ключ зажигания, не запуская двигатель.

— Теперь вам нужно проверить наличие электричества, которое должно протекать через цепь датчика. Возьмите провод мультиметра и прижмите его к земле (любой металлической части двигателя). Другой вывод мультиметра следует приставить к каждому проводу, который вы уже подключили к разъему датчика положения распределительного вала. Если на каком-либо из проводов отсутствует электрический ток, датчик распредвала полностью неисправен.

— Попросите вашего помощника запустить двигатель.

Читайте также: Из воды и за рулем: почему ломаются дизельные форсунки и как их ремонтируют

— Приложите один контакт мультиметра к одному проводу датчика распредвала, второй контакт измерителя подключите ко второму проводу датчика. Посмотрите на дисплей мультиметра. Сверьте индикатор с характеристиками, приведенными в руководстве по ремонту автомобиля. В большинстве случаев вы будете излучать колеблющийся сигнал от 0,3 до 1 вольт.

— Если на дисплее нет сигнала, датчик положения распределительного вала неисправен.

Тестирование трехпроводного датчика распредвала.

— Проверив кабели датчика распределительного вала и состояние его разъема и т.д., вы определили, что в вашем автомобиле установлен трехпроводный датчик CPM, так что пора проверить его работоспособность с помощью мультиметра. Для этого установите мультиметр в режим «постоянного тока».

— Попросите помощника повернуть ключ в замке зажигания, но не запуская двигатель.

— Поместите один из проводов мультиметра на землю (к металлическому кронштейну, болту или металлической части двигателя). Подсоедините другой провод мультиметра к проводу питания датчика. Сравните показания мультиметра со спецификациями в руководстве по ремонту станка.

— Попросите вашего помощника запустить двигатель.

— Подключите красный кабель мультиметра к красному кабелю датчика, а черный кабель мультиметра к черному кабелю датчика. Сравните показания мультиметра со спецификациями, приведенными в руководстве по ремонту автомобиля. Если показатель на мультиметре ниже указанного в руководстве по ремонту или данные полностью отсутствуют, то, скорее всего, вышел из строя датчик распредвала.

Последние материалы

Статьи базы знаний

Признаки поломки ДПРВ

Есть несколько типичных признаков, по которым можно утверждать, что датчик положения распредвала вышел из строя. Сразу стоит пояснить, что перечисленные ниже симптомы могут указывать на совершенно разные неисправности. Поэтому имеет смысл провести дополнительную диагностику. Итак, признаки поломки ДНРВ:

  • Проблемы с запуском двигателя и в любых условиях: «холодный», «горячий» и в других режимах. Обычно это выражается в том, что нужно дольше крутить воздушную заслонку.
  • Нестабильная работа двигателя, «плавающий» режим и холостые обороты двигателя.
  • «Проседает» в движении авто, при нажатии на педаль акселератора не сразу реагирует, теряются динамические характеристики авто (плохо разгоняется, не тянет, особенно при нагрузке и подъеме).
  • Когда педаль акселератора отпускается, двигатель останавливается.
  • Увеличение расхода топлива (на 10… 20%).
  • Загорается сигнальная лампа на приборной панели Check Engine. Дополнительная диагностика должна выполняться с помощью электронного сканера (например, ELM 327 или аналогичного). В этом случае типичные ошибки, касающиеся работы датчика, имеют номера P0340, P0342, P0343.

На самом деле датчик положения распределительного вала — довольно простое и надежное устройство, поэтому выходит из строя редко. Чаще повреждается его проводка: протираются провода, повреждается изоляция на них, выходит из строя так называемая «фишка», место подключения датчика к автомобильной цепи.

Однако для автомобилей, работающих на бензине, описанные выше проблемы не столь выражены. А вот вышедший из строя датчик положения распредвала доставит массу проблем владельцам автомобилей, оснащенных газовым оборудованием, особенно четвертого поколения. Описанные выше неисправности и проблемы могут проявиться на таких машинах «во всей красе». Поэтому владельцам автомобилей, оборудованных LPG, настоятельно рекомендуется как можно скорее диагностировать и заменить датчик, если есть подозрение на его неисправность.

Тестирование датчика мультиметром

Рассмотрим последовательность действий:

  1. Отсоедините разъем и включите зажигание. Двигатель не заводим.
  2. Узнав распиновку фазового датчика, проверяем наличие силового, заземляющего и сигнального кабелей. Это статический тест.Контрольная работа
  3. Выключите зажигание, установите разъем на место.
  4. Затем подключаем плюсовой провод тестера к сигнальному выходу (при помощи иглы, вставленной в разъем). Важно! Не прокалывайте изоляцию проводов, это может привести к последующей коррозии внутри проводки.
  5. Ключом зажигания крутим стартер, фиксируя на мультиметре изменение напряжения. Если значение на приборе не меняется, датчик неисправен.

Аналогичную проверку можно провести с помощью осциллографа. На экране вы увидите изображение импульсов и сможете оценить качество сигнала: отсутствие «дребезга», посторонних пиков паразитных импульсов.

Зачем необходим ДФ?

Этот блок предназначен для генерации импульсного сигнала, а также для определения цикла двигателя. Сам датчик распредвала ВАЗ 2114 является интегральным, так как включает в себя вторичный сигнально-импульсный преобразователь и чувствительный элемент. Последний работает по принципу Холла, мгновенно реагируя на малейшие изменения магнитного поля. Вторичный элемент содержит выходной каскад, операционный усилитель и мостовую схему. Выходной каскад выполнен в виде открытого коллектора. В свою очередь, работа DF заключается в выборе хода для первого цилиндра — в конце концов, распредвал определяет, какие фазы газораспределения, какой клапан открыт. В карбюраторных двигателях такого устройства нет. Карбюраторный двигатель испускает свечу зажигания в конце пуска выхлопных газов и в момент сжатия, и для такого принципа работы показаний ДПКВ будет вполне достаточно. Такой тип работы двигателя называется «системой зажигания». На инжекторных двигателях при выходе из строя ДФ включается управление, в результате система работает, основываясь только на показаниях с ДПКВ. Теперь вы знаете, для чего нужен датчик фазы.

Монтаж нового датчика

Установка производится в обратной последовательности. Но обязательно знать особенности установки устройства:

  1. Не используйте герметики или прокладки, так как температура вокруг датчика постоянно меняется. В результате герметик или прокладки плавятся, что может нанести серьезный ущерб двигателю.
  2. Иногда после установки нового устройства бортовой компьютер все равно выдает ошибки. Возможно, вам только что попался датчик, имеющий заводской брак.

где фазовый датчик

К сожалению, в магазинах очень часто можно найти бракованные товары. Поэтому, если ошибка все же появляется, то необходимо провести диагностику датчика фазы ВАЗ-2114. Если проверка показала, что устройство работает исправно, то нужно искать проблему в других механизмах. Возможно, ослабла шестерня на коленчатом валу или зубчатый ремень пропустил несколько зубцов.

Зачем нужен датчик положения распредвала? | Автомобильно-иронический

В отличие от датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) он не является абсолютно необходимым в системе.
Однако бесполезным это не назовешь.

Начинаем издалека. Вспомним, как выглядит осциллограмма сигналов ДПКВ:

Пакет импульсов между двумя интервалами — это один полный оборот коленчатого вала. Именно по ним блок управления определяет текущее положение коленчатого вала. Привод ГРМ (будь то цепь, ремень или шестерня) обеспечивает четкое соответствие положения распределительных валов каждому положению коленчатого вала, и ЭБУ знает это соответствие. Конечно, мы не рассматриваем случаи явных неисправностей: удлинение ремня / цепи или их неправильная установка. Итак, на исправном двигателе этих показаний достаточно, чтобы блок управления определил положение коленвала и цилиндров.

Другое дело — запуск двигателя. Представим, что двигатель был выключен в положении, соответствующем второму импульсу после остановки. Для того, чтобы блок управления хотя бы «сориентировался» там, где находится вал мотора, необходимо дождаться места. То есть это уже как минимум один оборот коленвала. Далее нужно помнить, что один оборот коленчатого вала — это всего лишь пол-оборота распредвала, и даже после ожидания зазора ЭБУ не может точно сказать, какой из цилиндров теперь будет фазой впуска.
То есть остается вероятность нагнетания смеси не в тот цилиндр, и впрыснутая смесь просто будет вытеснена через открытые выпускные клапаны. Поэтому запуск двигателя в такой ситуации может занять не обычные полсекунды, а 2-5-10 секунд, в зависимости от конкретного двигателя и прошивки его блока управления.

Поэтому в систему управления был добавлен еще один датчик: датчик положения распредвала (ДПРВ). Его также можно назвать «фазовым датчиком». Конструктивно он полностью аналогичен ДПКВ, но конструкция главного диска на валу немного отличается. Строго говоря, диском это даже не назовешь. Например, на двигателе ЗМЗ-406 это основная пластина:

А на Z18XER эта конструкция более сложная, хотя слово «диск» по-прежнему неприменимо:

В этом проекте создается примерно следующая осциллограмма Vr:

Картинка сделана для примера и скорее всего не соответствует двигателям, указанным выше

Благодаря дополнительным сигналам ДПРВ блок управления сможет быстро понять «где он» и запустить двигатель без лишних оборотов коленчатого вала на холостом ходу.

Кроме того, в случае удлинения цепи / ремня ГРМ или в случае выхода из строя регуляторов времени блок управления расхождением между сигналами DPKV и DPRV может исправить ошибку и включить индикатор Check Engine, таким образом информируя водителя о разрыве.

Кроме того, в некоторых системах DPRV предусматривает аварийный режим. При выходе из строя ДПКВ система начинает фокусироваться на показаниях ДПРВ и «переливается» в оба цилиндра, что может совпадать с текущей фазой. И впрыск, и подача искры осуществляются очень грубо, но это как минимум позволяет запустить двигатель и отправиться в ремонт самостоятельно, а не перебивать телефоны эвакуаторов — каждый из которых только сегодня делает не могу.

Но выход из строя ДПРВ не приведет к существенным проблемам: двигатель от этого не перестанет заводиться и машина не будет стоять посреди дороги. Что, конечно, не повод игнорировать неисправности, связанные с этим датчиком.

А чтобы не пропустить новости о следующих датчиках и исполнительных элементах, рекомендуем подписаться на наш канал.
Хорошие машины для вас!

Как работает датчик положения распредвала

Ведущий диск (импульсное колесо) устанавливается на распредвал со стороны, противоположной ДПРВ. В свою очередь, на диске главного распределительного вала имеются специальные зубья или выступы. Когда эти выступы проходят через датчик DPRV, он генерирует цифровой сигнал специальной формы, указывающий текущий ход в цилиндрах.

более необходимо ознакомиться с работой датчика распредвала в сочетании с ДПКВ. Два оборота коленчатого вала соответствуют одному обороту распредвала. В этом секрет синхронизации систем впрыска и зажигания. Другими словами, ДПРВ и ДПКВ показывают момент такта сжатия в первом цилиндре.

схема работы ДПРВ
схема работы ДПРВ

Главный диск коленчатого вала имеет 58 зубцов, поэтому при прохождении участка, где нет двух зубцов, через датчик коленчатого вала, система проверяет сигналы от ДПРВ и ДПКВ и определяет момент впрыска в первом цилиндре. Через 30 зубцов впрыск происходит, например, в третий цилиндр, затем в четвертый и второй. Вот как работает синхронизация. Все эти сигналы являются импульсными и считываются блоком управления двигателем. Их можно увидеть только на осциллограмме.

Основные неисправности датчика

Сразу стоит сказать, что при выходе из строя датчика распредвала двигатель продолжит работать и запускаться, но с задержкой.

На неисправность ДПРВ могут указывать следующие симптомы:

  • повышенный расход топлива из-за несинхронизации системы впрыска;
  • машина трясется и теряет скорость;
  • заметная потеря мощности, машина не может разогнаться;
  • двигатель запускается не сразу, а с задержкой на 2-3 секунды или останавливается;
  • система зажигания работает с пропусками зажигания;
  • бортовой компьютер выдает ошибку, Check Engine горит.

Эти симптомы могут указывать на то, что DPRV не работает должным образом, но они также могут указывать на другие проблемы. Вам необходимо запустить диагностику в сервисе.

Причины выхода из строя ДПРВ:

  • неисправен контакт и / или проводка;
  • на выступе зубчатого диска может быть скол или загиб, в результате чего датчик считывает неверные данные;
  • повреждение самого датчика.

Сам датчик выходит из строя редко.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://topvariator.ru/dvigatel/mehanicheskaja-chast-dvigatelja/datchika-polozhenija-raspredvala
  • https://1gai.ru/baza-znaniy/poleznoye/517279-priznaki-neispravnosti-datchika-raspredvala.html
  • https://autolirika.ru/teoriya/datchik-polozheniya-raspredvala.html
  • https://TechAutoPort.ru/dvigatel/mehanicheskaya-chast/dprv.html
  • https://abv-drive.ru/%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA/zachem-nuzhen-datchik-raspredvala-zachem-nuzhen-datchik-polozheniya-raspredvala-service_193-livejournal.html
  • https://tuning-mg.ru/ustrojstvo/kak-rabotaet-datchik-raspredvala.html
  • https://carnovato.ru/datchik-polozhenija-fazy-raspredvala/
  • https://avtonomnaya-gazifikaciya.ru/dvigatel/shema-datchika-raspredvala.html
  • http://KrutiMotor.ru/datchik-faz-datchik-raspredvala-ustrojstvo-printsip-raboty-neispravnosti-diagnostika-remont/
  • https://osensorax.ru/posiciya/datchik-raspredvala
  • https://CarsUp.ru/motor/gde-nahoditsya-datchik-raspredvala.html

[/spoiler]