Вязкость масла: что это и какую лучше выбрать?

Что называют вязкостью?

Вязкость моторного масла — это его способность сохранять текучесть между внутренними частями двигателя автомобиля. Смазка для автомобильных двигателей выполняет очень важную функцию: смазывает внутренние части двигателя, предотвращая их трение друг о друга «всухую», а также обеспечивает минимальную силу трения между ними. Невозможно создать смазку, не меняющую своих характеристик при повышении или понижении температуры двигателя. Показатели вязкости сильно меняются во время движения, так как разброс температур между внутренними частями двигателя очень велик и может достигать 140-150 градусов Цельсия.

Производители автомобилей подбирают и определяют для каждой модели двигателя оптимальную текучесть масла, при которой КПД будет максимальным, а износ двигателя, наоборот, минимальным. Поэтому лучше выбирать смазку, рекомендованную производителем автомобиля для конкретной модели, а не ту, которую рекомендуют друзья или даже специалисты автосервиса.

Какая вязкость лучше подходит для двигателя

Чтобы понять, почему мы не можем использовать ту вязкость масла, которая нам нравится или кажется наиболее подходящей, нам нужно понять, как вязкость влияет на работу двигателя. Например, существует ряд маловязких спортивных масел, но если залить одно в обычный двигатель, от него не станет спортивнее и быстрее, а, наоборот, быстро потеряет мощность и просто «сдохнет».

Вязкость масла подбирается исходя из его конструкции, она рекомендована производителем и выходить за рекомендуемые пределы невозможно. Детали двигателя имеют разные зазоры, новые модели двигателей рассчитаны на экономию топлива и масла, зазоры между деталями минимальны, для таких двигателей требуются масла с низкой вязкостью, но если заливать более густые масла, подвижные элементы будут работать под нагрузкой, постоянный перегрев, что со временем приведет к ряду неприятных проблем.

В более старых конструкциях двигателей между деталями есть большие промежутки, это предсказывается самой конструкцией и развитием, которое появляется с течением времени. Такие двигатели требуют более густых масел, если их перелить в менее плотные, образовавшаяся пленка будет недостаточно толстой, в местах соприкосновения она разорвется, что приведет к быстрому износу деталей.

Вязкость масла не может быть лучше или хуже, для любого конкретного двигателя оно может просто подойти. В сервисном буклете вы найдете рекомендации как минимум по двум вязкостям, подходящим для вашего двигателя, и именно из них вы должны выбрать. И не забывайте классы API и ACEA, а также разрешения производителя.

Динамическая и кинематическая вязкость масла

Кинематическая вязкость масла определяет характеристики рабочей жидкости при нормальной и повышенной температуре. Как правило, нормальная температура — 40 градусов по Цельсию, высокая — 100 градусов. Кинематическая вязкость измеряется в сантистоксах. Кроме того, это значение можно измерить в капиллярных вискозиметрах: в этом случае определяется, что определенное количество смазки просачивается через отверстие в дне емкости с жидкостью в течение определенного периода времени.

Динамическая (абсолютная) вязкость никак не зависит от плотности самого вещества и определяет сопротивление, которое возникает, когда слои масла находятся на небольшом расстоянии и движутся с определенной скоростью. Динамическая вязкость измеряется с помощью оборудования, моделирующего работу движущейся жидкости в реальных условиях: ротационных вискозиметров.

Как правильно выбрать вязкость?

Чтобы хоть как-то классифицировать смазочные материалы, а также облегчить поиск моторной жидкости с заданными характеристиками, был введен международный стандарт SAE.
SAE — это индекс вязкости масла, который должен указываться на этикетке емкости. Но важно знать, что вязкость масла по SAE никоим образом не определяет качество смазочного материала или его совместимость с вашим конкретным двигателем. За это отвечают другие индексы, также указанные на этикетке контейнера.

SAE может быть нумерованным или буквенно-цифровым, в зависимости от типа климата, для которого подходит смазка. Всего различают три типа сезонности:

  • летний (обозначается как SAE 20, SAE 30);
  • зима (SAE 20W, SAE 10W);
  • на все сезоны (здесь маркировка уже «гибрид» — SAE 10W-40, SAE 20W-50).

У всех зимних моторных жидкостей в SAE есть буква W, обозначающая зиму. Чтобы узнать, при какой минимальной температуре ваш автомобиль будет заводиться с определенной моторной жидкостью, вам нужно вычесть 40 из числа перед буквой W. То есть, если ваша смазка имеет индекс SAE 10W, то вы спокойно начнете с температура минус тридцать градусов по Цельсию.

Цифры в индексе SAE, обозначающие «летнюю» составляющую вязкости смазки, то есть цифры после W, довольно сложно перевести на язык, понятный неспециалисту. Можно только сказать, что чем больше эти числа, тем более вязкой будет жидкость в двигателе при высоких температурах. Чтобы узнать, подходит ли вашему двигателю летнее или всесезонное масло по вязкости, необходимо воспользоваться таблицей вязкости моторного масла. Однако не забывайте, что самый надежный источник информации о том, какое масло лучше вязкости, — это автомобильная документация или, в крайнем случае, консультация в официальном дилерском центре производителя.

Что хуже — заниженная или завышенная вязкость?

Что произойдет, если вязкость масла выше нормы при прогреве двигателя до низкой температуры? Сила трения увеличится. В результате температура двигателя начнет повышаться и остановится только тогда, когда вязкость упадет до необходимой скорости (и, следовательно, сила трения уменьшится). С одной стороны, ничего страшного не произойдет, но двигатель будет работать при более высокой температуре, не рассчитанной производителями. А это может негативно сказаться на его ресурсе — детали быстрее изнашиваются. То есть увеличивается вероятность отказа двигателя. К тому же моторную жидкость придется менять чаще, так как из-за высокой температуры она быстрее расходуется.

намного хуже и опаснее, когда вязкость смазки ниже требуемой. В результате расход смазочного материала значительно возрастет, а также существует вероятность того, что двигатель просто заглохнет на высоких оборотах. Вот почему настоятельно рекомендуется выбирать моторные жидкости, одобренные автопроизводителем.

Щелочное число (Total Base Number, TBN)

Общая щелочность моторного масла зависит от характеристик диспергирующих и моющих присадок, а также от антиоксидантных свойств материала. Параметр указывает на стойкость продукта к окислению при высоких температурах и давлениях в присутствии реактивных сред. Базовое число также влияет на скорость образования отложений, размер интервала обслуживания. Характеристика определяется в (мг КОН / г). Значения основных чисел варьируются в широком диапазоне. Выбор зависит от типа топлива, точнее от содержания серы, которая является основным окислителем. Например, в двигателях, работающих на мазуте, требуется высокая степень защиты, поэтому выбирается масло с показателем щелочности до 40 мг КОН / г. Двигатели легковых автомобилей работают на материалах с концентрацией 7-15 мг КОН / г.

Стандарт API

Разобравшись, что означают цифры вязкости масла, перейдем к следующему стандарту. Классификация моторного масла по вязкости также влияет на стандарт API. В зависимости от типа двигателя обозначение API начинается с буквы S или C. S означает бензиновые двигатели, C означает дизельные двигатели. Вторая буква классификации указывает на класс качества моторного масла. И чем дальше эта буква от начала алфавита, тем лучше качество защитной жидкости.

API

Для систем с бензиновым двигателем существуют следующие обозначения:

  • SC — год выпуска до 1964 г.
  • SD — год выпуска с 1964 по 1968 год.
  • SE — год выпуска с 1969 по 1972 год.
  • SF — год выпуска с 1973 по 1988 год.
  • SG — год выпуска с 1989 по 1994.
  • SH — год выпуска с 1995 по 1996 год.
  • SJ — год выпуска с 1997 по 2000.
  • SL — год выпуска с 2001 по 2003.
  • СМ — год выпуска после 2004 года.
  • СН — автомобили, оснащенные современной системой нейтрализации выхлопных газов.

Для дизельного топлива:

  • CB — год выпуска до 1961 г.
  • CC — год выпуска до 1983 г
  • CD — выпущен до 1990 г
  • CE — год выпуска до 1990 г. (турбомотор).
  • CF — год выпуска с 1990 г. (турбомотор).
  • ЦГ-4 — год выпуска с 1994, (турбомотор).
  • CH-4 — год выпуска с 1998 г
  • ЦИ-4 — современный автомобиль (турбомотор).
  • CI-4 plus — класс намного выше.

Характеристики автомобильных масел

  • точка возгорания;
  • температура застывания;
  • индекс вязкости;
  • базовый номер;
  • кислотное число

Температура вспышки — это величина, которая характеризует присутствие в масле легких фракций, которые очень быстро испаряются и сгорают, ухудшая качество масла. Минимальная температура вспышки не должна быть ниже 220 ° C.

Температура застывания — это значение, при котором масло теряет текучесть. Температура указывает время, когда воск кристаллизуется и масло полностью затвердевает.

Индекс вязкости: характеризует зависимость вязкости масла от температурных изменений. Чем выше этот показатель, тем больше температурный диапазон работы масла. Продукция с низким индексом вязкости позволяет двигателю работать только в узком температурном диапазоне. Потому что при нагревании они становятся слишком жидкими и перестают смазывать, а при охлаждении быстро загустевают.

вязкость масла

Щелочное число (TBN) показывает количество щелочных веществ (гидроксида калия) в одном грамме моторного масла. Единица измерения — мгКОН / г. Он присутствует в моторной жидкости в виде диспергирующих моющих присадок. Их присутствие помогает нейтрализовать вредные кислоты и бороться с отложениями, которые появляются при работе двигателя. TBN со временем уменьшается. Резкое падение щелочного числа приводит к появлению коррозии и грязи в картере. Наиболее важным фактором уменьшения щелочного числа является присутствие серы в топливе. Следовательно, дизельное топливо, в котором сера присутствует в больших количествах, должно иметь более высокое TBN.

Кислотное число (ОКЧ) характеризует наличие продуктов окисления в результате длительной эксплуатации и перегрева моторной жидкости. Его увеличение свидетельствует об уменьшении срока службы масла.

4. Температура застывания, температура вспышки, плотность.

Сразу скажу, что температура застывания — это довольно бесполезная величина в практическом плане, основная — это температура откачки, которая нам явно не показывается. Прежде чем масло потеряет текучесть (затвердеет), масло перестает прокачиваться через фильтр. Разница между этими двумя температурами должна составлять около 5-7 ° C. Неявно он включен в индекс зимней вязкости, например 10W. Соответствие этому классу вязкости предполагает возможность перекачивания масла при температуре -30С. Численно динамическая вязкость для этого не должна превышать 60 000 сП при данной температуре. Класс вязкости 0W обеспечивает эту вязкость при -40 ° C.

интересно, что для Shell Helix Ultra 5W-40 температура застывания, указанная на официальном сайте Shell, составляет -45 ° C, а для 0W-40 этот же параметр равен -42 ° C. Получается, что в первом случае разница между температурой предельной прокачиваемости и температурой застывания составляет 10С, а во втором всего 2С. При этом указаны данные по динамической вязкости этих масел для их классов: 5W-40 — 19300 сПуаз при -35С, 0W-40 — 31900 сПуаз при -40С. Как видите, оба показателя намного лучше, чем предписанный стандартом показатель в 60 000 cPis.

Температура вспышки — это температура, при которой масло испарилось настолько, что если вы поместите в эти пары источник огня, пары воспламенится (если удалить источник огня, они погаснут). То есть полезная информация из этой функции — насколько хорошо (или плохо) масло испарится во время работы. В цифрах эта цифра колеблется от 210 до 250, более-менее туфель из рафии. При нормальной работе масло, конечно, не должно иметь такой температуры (вспомните вязкость при 150 ° C, как эталон для нормальных температур в современных двигателях), однако масло с температурой вспышки 210 градусов при 150 ° C будет испаряется активнее, чем масло при температуре вспышки Т 250 градусов… Испаряющееся масло в основном попадает в систему вентиляции картера, оттуда прямо в камеру сгорания (в лучшем случае через маслосборник, который не улавливает все масло). Поэтому по этой характеристике можно судить о расходе масла «на отходы». В первую очередь испаряются более легкие фракции, поэтому масло со временем меняет свои физические свойства. Как правило, существует отдельный индикатор волатильности под названием Noack, но вы не найдете его в обычном TDSK.

Плотность — показывает, сколько летучих фракций содержится в масле. При сильном испарении плотность увеличится. С другой стороны, если мы видим низкую плотность при высокой температуре вспышки (т.е низкую летучесть), мы можем сделать вывод, что это масло имеет высококачественную синтетическую основу.

Другая классификация моторных масел

Помимо классификации SAE существует классификация моторных масел по качеству. Эти характеристики определяются индексом API или ACEA. Классификационный индекс API имеет вид для бензиновых двигателей SA, SB,…, SF (устаревшие классы моторных масел), затем SG, SH, SJ, SL, SM — текущие классы. Индекс для дизельных двигателей вместо буквы S включает букву C. В настоящее время максимально допустимый класс CI-4 plus. В магазинах практически невозможно найти тару с индексом ниже SG и CF.

Индексы в классификации ACEA пишутся иначе. Смазочные материалы для бензиновых двигателей имеют обозначения А1, А2 и так далее, для дизельных двигателей — В1, В2,… Высшие индексы — А5 и В5.

Расшифровка качественных характеристик масел по спецификациям API и ACEA в данной статье не приводится. Подробно эта тема освещена на специализированных ресурсах в Интернете, где представлены как сравнительные данные, так и многочисленные таблицы с измерениями.

Мне нравится 1 мне не нравится

Что происходит при неправильно выбранной вязкости

Даже если смазка сама по себе хорошая, при неправильном выборе она может не помочь двигателю, а только помешать. В конечном итоге это может привести к поломке, и индекс вязкости играет огромную роль.

Завышенная

принято считать, что высокая вязкость — это хорошо. Вязкие масла действительно лучше всего работают со смазкой, но не следует превышать рекомендуемые параметры — это только навредит. Из-за того, что жидкость более вязкая, чем та, на которую рассчитан двигатель, она вынуждена постоянно работать при высоких температурах, что приводит только к более быстрому износу и падению мощности.

Заниженная

Что касается слишком низкой вязкости, то это не менее больно. Защитной пленки, которую масло создает на деталях, будет просто недостаточно для смазки конкретного двигателя, что приведет к повышенному трению и, как следствие, износу. Как и при слишком высоком значении, низкое значение может привести к быстрому ремонту двигателя, поэтому используйте только масла с параметрами, указанными производителем. А производитель смазки может быть любой, главное убедиться в ее надежности.

Низкокачественное масло

К сожалению, на рынке встречаются смеси, характеристики которых не соответствуют современным стандартам. Обычно мы говорим о непроверенных компаниях, которые недобросовестно относятся к своим продуктам и покупателям. Также бывают случаи подделок популярных компаний, при этом поддельное масло серьезно уступает характеристикам оригинала. Поэтому необходимо обращать внимание даже на то место, где предполагается покупка смазки. Это должен быть официальный магазин, работающий с проверенными производителями.

Кинематическая, динамическая и относительная вязкость моторного масла

Базовым (абсолютным) параметром является динамическая вязкость масла. Если масляное пятно площадью 1 см² нанесено на гладкую калиброванную поверхность, потребуется некоторое усилие для перемещения со скоростью 1 см / с. Связь между этой силой и площадью пятна — это динамическая вязкость. Это значение обычно рассчитывается для разных температур. Измеряется в миллипаскалях, разделенных на время в секундах: мПа / с.

Кинематическая вязкость масла связана с его плотностью и напрямую зависит от температуры механизма, в котором применяется смазка. Поскольку сертификационные измерения проводятся в диапазоне рабочих температур двигателя (от + 40 ° C до + 100 ° C), это основной показатель эффективности моторного масла. Максимально допустимое значение температуры: + 150 ° С.

Параметр напрямую связан со значением динамической вязкости и представляет ее взаимосвязь с плотностью жидкости. Конечно, измерения абсолютной вязкости и плотности проводятся при одинаковых температурных условиях. Единица измерения — квадратный метр в секунду: м² / с.

Демонстрация относительной вязкости
Демонстрация относительной вязкости

Относительная вязкость моторного масла — это число, определяющее разницу выше вязкости дистиллированной воды. Оба измерения также выполняются при одинаковой температуре: + 20 ° C. Единицей измерения вязкости масла является градус Энглера (Е °). Этот метод измерения является вспомогательным, он не определяет маркировку моторного масла на его основе. Но без этой процедуры (результаты обязательно отражаются в протоколах) невозможно получить заводское согласование на конкретную марку автомобиля.

Расшифровка маркировки моторных масел: что значат цифры?

Вышеуказанные параметры (кинематическая вязкость, CCS, MRV и HTHS) используются для классификации моторных масел по SAE J300. По его словам, автомобильные масла делятся на:

  • зимний (обозначается буквой W, например SAE 0W, 5W, 10W);
  • летний (например, SAE 30, 40, 50, 60);
  • для всех сезонов (например, SAE 0W-16, 0W-20, 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-30, 10W-40, 10W — 60, 15W-40, 15W-50, 20W-50, 20W-60).

Расшифровать надпись можно с помощью этой таблицы.

Класс вязкости по SAE Пусковая мощность (CCS), мПас-с Пропускная способность (MRV), мПа-с Кинематическая вязкость при 100 ° C, не ниже Кинематическая вязкость при 100 ° C, не выше Вязкость HTHS, мПа-с
0 Вт 6200 при -35 ° C 60,000 при -40 ° C 3.8
5 Вт 6600 при -30 ° C 60,000 при -35 ° C 3.8
10 Вт 7000 при -25 ° C 60,000 при -30 ° C 4.1
15 Вт 7000 при -20 ° C 60,000 при -25 ° C 5,6
20Вт 9500 при -15 ° C 60,000 при -20 ° C 5,6
25 Вт 13000 при -10 ° C 60,000 при -15 ° C 9,3
8 4.0 6.1 1,7
12 5.0 7.1 2.0
шестнадцать 6.1 8,2 2.3
ветры 6.9 9,3 2,6
тридцать 9,3 12,5 2,9
40 12,5 16,3 2,9*
40 12,5 16,3 3,7**
50 16,3 21,9 3,7
60 21,9 26,1 3,7

Таблица классификации моторных масел SAE

На что обратить внимание при выборе масла

Вот несколько советов от опытных механиков, о которых следует помнить:

При покупке посмотрите на этикетку и найдите код SAE (обычно большими буквами). Отсутствие классификатора — повод для настороженности. Это указывает на то, что состав не был сертифицирован SAE, поэтому его температурный профиль неизвестен.

Ярлык может отсутствовать еще и потому, что вам хотят продать «самоходку». Желательно воздержаться от покупки несертифицированных моторных масел (хотя они могут стоить немного дешевле).

Такие жидкости крайне ненадежны и последствия от их использования предугадать невозможно. Намного проще заплатить немного больше, чтобы убедиться, что вы покупаете качественную жидкость.

Если есть возможность и деньги, отдайте предпочтение синтетике или полусинтетике. Они довольно дороги, но при этом обладают лучшими эксплуатационными характеристиками.

Органические моторные масла уступают искусственным по всем параметрам (кроме цены). Это связано с тем, что синтетика в силу особенностей своего производства содержит меньше добавок и более чистая, поэтому ее свойства намного легче прогнозировать. Органические продукты имеют менее стабильный состав, о чем необходимо помнить при выборе моторной жидкости для автомобиля.

Зольность

При сгорании смазки образуется сульфатная зола. Базовые масла рафинированные и практически беззольные, но добавки вводят в состав нежелательные примеси, такие как магний, кальций, фосфор, цинк и другие. В процессе сгорания веществ на поверхности деталей двигателя образуются отложения, которые способствуют преждевременному воспламенению топливной смеси, то есть усиливают детонацию. Зола также загрязняет каталитические нейтрализаторы и фильтры твердых частиц. Следовательно, чем ниже показатель, тем меньше вкладов по акциям.

Какое значение имеет вязкость масла в двигателе

Вязкость масла является ключевым фактором, определяющим легкость, с которой масло прокачивается через рабочие компоненты двигателя, легкость, с которой оно будет проходить через масляный фильтр, и то, как быстро оно будет стекать в двигатель. Чем ниже вязкость, тем все будет легче.

Но здесь надо искать компромиссы. Для запуска холодного двигателя масло должно быть как можно более вязким, т.е более жидким. Но чем ниже вязкость, тем меньше нагрузка на подшипники коленчатого вала. И чем выше вязкость, тем лучше масло выдерживает колоссальные нагрузки внутри двигателя.

Чем выше вязкость моторного масла, тем большее сопротивление оно оказывает движущимся компонентам и, следовательно, тем больше приводит к снижению эффективности и мощности двигателя. Компромисс заключается в минимизации потерь мощности за счет максимальной поддержки нагрузки.

Немножко самодеятельности

Однако остается вопрос. Насколько отличаются эксплуатационные характеристики масел с одинаковой вязкостью, но от разных производителей? Это вопрос, на который невозможно ответить без лабораторных исследований. Но многие автомобилисты, особенно в холодных регионах, проводят свои замеры, строя самодельные приборы для сравнительного определения вязкости. Наиболее наглядным нам представляется шаровой вискозиметр. Время падения стального шара в стеклянную трубку (диаметр шара лишь немногим меньше диаметра трубки), наполненную маслом, косвенно говорит о вязкости продукта. Кстати, аналогичный принцип используется в профессиональных приборах, например, в вискозиметре Хепплера. Мы сделали то же самое. Невозможно точно измерить, сколько уравновешенных или сантистоксов в масле, но это позволяет визуально сравнить вязкость различных масел в идентичных условиях.

Материалы по теме Вопросы и ответы по моторным маслам

20140909_oelcheck_1

В какой из труб стальной шар быстрее достигает дна, там вязкость жидкости ниже. А если достанется баллончик с маслом от неизвестного производителя, простейшие тесты организовать не составит труда. Например, в одну пробирку наливаем тестируемое масло, новичок в другую, потом кладем все это в морозилку (а то и в сугроб), подержав, скручиваем пробирки и наблюдаем, как шарики опускаются без заминок. Там, где мяч опускается медленнее, вязкость выше.

Игрушка нам сразу понравилась. Если при комнатной температуре шары достаточно быстро ходят по трубе, то при минус тридцати (ниже мы не опускались) их подвижность снижается настолько, что сразу хочется переключиться на общественный транспорт: пардон за мотор… В любом случае , рекомендуем всем энтузиастам поэкспериментировать с неизвестными маслами, чтобы построить нечто подобное, прежде чем заливать неизвестную жидкость в двигатель. Ясность эксперимента гарантирована.

Но экспериментировать на машине не стоит. В любом случае мы настоятельно рекомендуем прислушиваться к рекомендациям производителя двигателя, а не масленки. В каких случаях и в каких пределах допустимо немного отклоняться от них, мы рассказали выше.

НАШЕ УПОМИНАНИЕ

Различают динамическую вязкость и кинематическую вязкость. Динамика измеряется в паскаль-секундах (Па с), а также в состоянии равновесия (1 P = 0,1 Па с). Он характеризует сопротивление, которое оказывает масло, когда оно пытается сместить один его слой относительно другого. В самом деле, это обратная связь по текучести. На практике они часто используют кинематическую вязкость, измеряемую в м² / с, стоксов (1 ст = 10–4 м² / с) или сантистоксах (1 сСт = 10-6 м² / с. Кинематическая вязкость — это соотношение динамической вязкости и плотность масла.

Стандарт SAE J300

Классификация моторных масел SAE признана во всем мире. По нему все масла делятся на:

  • зимний (обозначается буквой W: SAE 0W, SAE 5W и т д)
  • зима
  • все сезоны.
Класс вязкости по SAE Пусковая мощность (CCS), мПас-с Пропускная способность (MRV), мПа-с Кинематическая вязкость при 100 ° C, не ниже Кинематическая вязкость при 100 ° C, не выше Вязкость HTHS, мПа-с
0 Вт 6200 при -35 ° C 60,000 при -40 ° C 3.8
5 Вт 6600 при -30 ° C 60,000 при -35 ° C К
10 Вт 7000 при -25 ° C 60,000 при -30 ° C 4.1
15 Вт 7000 при -20 ° C 60,000 при -25 ° C 5,6
20Вт 9500 при -15 ° C 60,000 при -20 ° C 5,6
25 Вт 13000 при -10 ° C 60,000 при -15 ° C 9,3
8 4.0 6.1 1,7
12 5.0 7.1 2.0
шестнадцать 6.1 8,2 2.3
ветры 6.9 9,3 2,6
тридцать 9,3 12,5 2,9
40 12,5 16,3 2,9*
40 12,5 16,3 3,7**
50 16,3 21,9 3,7
60 21,9 26,1 3,7

Вопросы и ответы

Как определить вязкость моторного масла?

Посмотрите на знаки. Буквы в формате SAE xW-x0 (например, 0W-20, 5W-30, 10W-40) сообщают вам степень вязкости. Первая часть отвечает за низкотемпературные показатели, вторая за высокотемпературные. Чем меньше число перед W, тем лучше текучесть моторного масла при низких температурах и тем ниже температура возможного холодного запуска. Чем больше цифра после тире, тем выше вязкость масла при высоких температурах.

Какая вязкость моторного масла лучше?

Тот, который рекомендован производителем транспортного средства. При низких температурах лучше использовать маловязкие масла, при высоких — более вязкие. Но выходить за рамки, установленные производителем, не рекомендуется. Это приведет к ускоренному износу деталей двигателя. Например, если производитель допускает использование и масла 0W-20, и 5W-30, то в условиях сильного мороза и недостаточного нагрева лучше использовать первый вариант, а в теплых условиях — второй более вязкий.

Виды масел в зависимости от температурного режима

Вязкость определяется по международному стандарту SAE J300 и делит все смазочные материалы на три основных типа: летние, зимние и всесезонные.

К летним маслам относятся масла, имеющие следующий индекс SAE:

  • ветры;
  • тридцать;
  • 60.

летнее масло

У зимних смазок есть свои преимущества:

  • низкая цена;
  • низкая вязкость, из-за чего запуск холодного двигателя при минусовых температурах лучше, чем при использовании всесезонных жидкостей;
  • высокая стойкость к разрушению.
  • К ним относятся следующие виды:
  • SAE 0W;
  • SAE 5W;
  • SAE 10W;
  • SAE 15W;
  • SAE 20W.

Наиболее распространены всесезонные жидкости. У них тоже есть свои преимущества, и самым главным следует считать его использование в любое время года. Благодаря полимерным добавкам, содержащимся в композиции, она способна изменять степень вязкости в зависимости от температуры окружающей среды. К тому же он обладает хорошими энергосберегающими свойствами, за счет чего силовой агрегат в теплое время года работает экономичнее, чем при использовании масел летнего типа.

Все сезоны:

  • SAE 0W-30;
  • SAE 0W-40;
  • SAE 5W-30;
  • SAE 5W-40;
  • SAE 10W-30;
  • SAE 10W-40;
  • SAE 15W-40;
  • SAE 20W-40.

Благодаря идеально сбалансированной производительности все сезоны показывают хорошие результаты в работе с критическими температурами.

жир на все сезоны

Чтобы выбрать наиболее подходящее вязкое масло для двигателя вашего автомобиля, следует опираться на два основных показателя:

  • в каких климатических условиях эксплуатируется машина;
  • сколько лет работает двигатель.

Исходя из первого показателя, для регионов с высокими температурами воздуха следует выбирать жидкости с более высокой вязкостью. Этот параметр представлен числом перед буквой «W».

Так, например, при эксплуатации автомобиля при температуре воздуха от -10 до +45 необходимо выбрать SAE 20W-40.

Второй параметр — в этом случае следует выбирать смазку исходя из исчерпанного ресурса двигателя. Итак, для нового двигателя следует выбирать более низкую вязкость, а для более старого двигателя — более вязкое масло. Это необходимо для того, чтобы более сложные детали, между которыми значительно увеличились зазоры, могли функционировать более или менее нормально.

Помните, что любая смазка имеет вязкость как при низких, так и при высоких температурах, поэтому это следует учитывать при выборе. Чем больше первая цифра (перед буквой W), тем меньше рабочий диапазон при низких температурах. Для проведения расчетов необходимо из числа 40 вычесть первый показатель смазки.

Например, жидкость со значением 5W20 имеет диапазон температур от -35˚C до -30˚C.

Вторая цифра после буквы «W» дает понятие высокотемпературной вязкости. Если не вдаваться в технические подробности, то можно сказать: чем выше второе значение, тем выше вязкость масла при высоких температурах.

Диапазоны рабочих температур для разных масел по SAE

Согласно спецификации SAE, все смазочные материалы можно расшифровать в зависимости от температуры, а диапазон использования можно определить самостоятельно.

По классу вязкости и температурному режиму жидкости имеют следующий диапазон:

  • 5 W-30 — рассчитаны на работу при температуре от -25˚С до + 20˚С;
  • 5 W-40 — рассчитаны на работу от -25˚ С до + 35˚ С;
  • 10 W-30 — рассчитаны на работу от -20˚ С до + 30˚ С;
  • 10 W-40 — рассчитаны на работу от -20˚ С до + 35˚ С;
  • 15 W-30 — пригоден для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -15˚С до + 35˚С;
  • 15 W-40 — пригоден для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -15˚С до + 45˚С;
  • 20 W-40 — пригодны для эксплуатации при температуре окружающего воздуха от -10˚С до + 45˚С;
  • 20 W-50 — подходит для эксплуатации при температуре воздуха от -10˚С до + 45˚С и выше.

Однако при выборе наиболее подходящего масла для вашего автомобиля необходимо в первую очередь руководствоваться информацией, предоставленной производителем.

Основное понятие вязкости и её виды.

Вязкость масла
Если говорить доступным языком, не вдаваясь в научную терминологию, вязкость моторного масла — это способность сохранять текучесть, оставляя на деталях, внутри моторной группы, достаточную пленку смазки, которая правильно распределяется между трущимися части.

Чем ниже вязкость, тем более жидкое вещество. При этом масло должно иметь стабильные характеристики при использовании в достаточно широком диапазоне «прогулочных» температур, которые при интенсивной езде достигают 150 ° С. Если двигатель холодный, масло загустеет естественным образом: в этом варианте важен что он остается жидким даже при минусовых температурах, чтобы обеспечить запуск двигателя.

Основная задача расходного материала — предотвращение сухого трения движущихся компонентов внутри двигателя и поддержание минимальной силы трения при максимальной герметичности рабочих валков.

Кинематическая и динамическая вязкость масла.

В свою очередь, существует два типа концепции вязкости масел: кинематическая и динамическая.

Условная кинематическая вязкость масла (KVM) отвечает за плотность смазочного материала и рассчитывается для стандартных и максимальных рабочих температур. Чаще всего для тестирования берется рабочий режим при температуре от сорока до ста градусов по Цельсию.

Также читайте на нашем сайте: классификация моторного масла 5w30, тесты и преимущества

Тогда KVM помогает рассчитать калькулятор. На основании параметров CME определяется индекс вязкости моторного масла, который отражает степень изменения CME по отношению к изменению температуры.

Вязкость масла
Чем выше индекс, тем лучше состав смазки и меньше зависимость вязкости масла от температуры. Для качественной смазки индекс вязкости масла составляет более двухсот единиц измерения, как правило, это всесезонные расходные материалы.

Характеристика, которая отвечает за прочность вещества при движении одного из его слоев относительно другого слоя, называется динамической вязкостью масла (измеряется в сантипуазах).

От этого зависят потери энергии двигателем при работе: чем выше класс вязкости, тем толще пленка на внутренних деталях и более надежная смазка, но при этом увеличивается потеря мощности для преодоления трения жидкости.

Для оптимального определения вязкости масла признана во всем мире международная классификация моторных масел по вязкости согласно SAE (Сообщество автомобильных инженеров США).

Давайте посмотрим, как определить вязкость моторного масла по SAE.

Вязкость масла
Согласно международным стандартам SAE существует таблица определения вязкости моторного масла, в которой указаны параметры безопасной работы двигателя для всех классов вязкости. Вниманию читателей ниже предлагается таблица вязкости моторного масла в зависимости от температуры.

Классификация масел предполагает разделение на три категории:

  • Зимние (расположены слева вверху таблицы) — имеют низкую вязкость для легкого холодного пуска при минусовых температурах, но не подходят для качественной смазки внутренних деталей двигателя в летнее время года. Их вязкость должна соответствовать прокачиваемости (не более 6000 сантипуаз) и соответствовать требуемому KVM и пуску.
  • Лето (находится в правом верхнем углу таблицы) — имеют высокую вязкость, что обеспечивает надежную смазку деталей, но не допускает безопасный холодный запуск в мороз;
  • Для всех сезонов (расположены в нижней части по центру) — нетрудно догадаться, что эти масла занимают больший объем потребительского спроса, так как имеют смешанную сертификацию, используются с широким диапазоном тепловых режимов и оба соответствуют требованиям параметры зимней и летней эксплуатации. Эти продукты могут меняться в зависимости от сезона и обеспечивать необходимую смазку, не нуждаются в замене при смене сезонов, являются наиболее энергоэффективными и, следовательно, наиболее удобными.

Маркировка, пробуем расшифровать

Первым делом на упаковке ищем аббревиатуру SAE, рядом с ней вы можете увидеть букву «w» и еще одну-две цифры. Таким образом, буква «w» (от английского «winter») обозначает зиму, если перед ней стоит только одно число, например 10w или 25w. Что означают цифры?Вязкость масла

Цифры помогают рассчитать отрицательную температуру для безопасного запуска двигателя внутреннего сгорания. Для ее расчета нужно вычесть из 40 число, указанное на маркировке. Соответственно, чем ниже цифровое значение, тем ниже температура, тем легче заводится двигатель.

Для маркировки летних масел используется только числовое обозначение, например, SAE30,40,50. Здесь цифра указывает на возможность использования в определенном температурном режиме (но не указывает температуру окружающей среды).

Читайте также на нашем сайте: Масло 5w30 — характеристики

Кроме того, буква «w» используется в обозначении смешанной спецификации всесезонных масел, например, сочетающих летние и зимние характеристики вместе. В этом случае отличительным знаком будет число до «w», обозначающее зимний класс, за которым следует тире и второе число, обозначающее летние характеристики.

Например, 5w-40 или 20w -50. Первая цифра, как и в зимнем масле, указывает температуру холодного запуска, а вторая — варианты летнего режима. По вязкости следует добавить, что чем больше разрыв между цифрами, характеризующими летние и зимние параметры, тем чаще его нужно будет заменять.

Синтетика, полусинтетика, минералка — какое масло лучше?

Минеральное масло — моторная жидкость на основе нефтепродуктов. Соответственно, этот вид масла делится на нефтяное и парафиновое. Они обладают определенной текучестью, а также строгим температурным режимом, поэтому эти параметры можно изменить только с помощью добавок (из-за которых, кстати, жидкость быстро приходит в негодность).

Синтетическое масло является более универсальным аналогом минерального масла, поскольку синтетическое масло является продуктом синтеза определенных химических элементов и, изменяя их параметры, можно получить практически всю вязкость, требуемую рынком автомобильных жидкостей.

Полусинтетическое масло — гибрид синтетической и минеральной воды. У него много преимуществ как синтетических, так и минеральных смазочных материалов, но иногда бывает очень сложно подобрать оптимальную для конкретного двигателя.

Существенная разница между тремя типами масел проявляется только зимой, когда наибольшую пользу приносит синтетика. Благодаря своей химической структуре синтетическое масло обладает хорошей текучестью при низких температурах, а также стабилизирует работу двигателя. К тому же он практически не боится окисления и «пропадает» гораздо дольше».

[spoiler title=»Источники»]

  • https://CarExtra.ru/sovety/vyazkost-masla.html
  • https://maslo.expert/vyazkost/vjazkostnye-pokazateli-sae.html
  • https://RolfOil.ru/tehnicheskie-harakteristiki-motornyh-masel.html
  • https://ProAvtomaslo.ru/vyazkost/vyazkost-masla
  • https://autoexpertjournal.ru/vyazkost-masla/
  • https://masloteka.ru/motornoe_maslo/xarakteristiki-motornyx-masel.html
  • https://ZnanieAvto.ru/nuzhno-znat/vyazkost-motornogo-masla-kinematicheskaya-i-dinamicheskaya.html
  • https://sintec-masla.ru/motornoe-maslo/vyazkost/
  • https://prosmazku.ru/polezno-znat/kinematicheskaya-vyazkost-masla
  • https://akross-oil.ru/baza-znanij/tehnicheskaya-informacziya/vyazkost-motornogo-masla/
  • https://MotorOill.ru/maslo/chto-oznachaet-vjazkost-masla.html
  • https://maslogsm.ru/vidy-klassifikaciya-xarakteristiki/rasshifrovka-vyazkosti.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/911808-shariki-i-noliki/
  • https://masla-darom.ru/baza-znanij/tehnicheskaya-informacziya/vyazkost-motornyh-masel/
  • https://ru.rixx-corp.fr/stati/baza-znanij/vyazkost-motornogo-masla/
  • https://oilspec.ru/vybor-masla/vyazkosti-masla-tablitsa
  • https://MasloAuto.ru/vyazkost-masla/

[/spoiler]